Что такое турботаймер и нужно ли его устанавливать

Настройка турботаймера

Несмотря на единый принцип работы, существует некоторые нюансы, как настроить турботаймер. Даже модели единой линейки могут иметь отличия по настройкам.

Программирование турботаймера для А9 и А61

Порядок программирования функции на брелоках этих версий осуществляется так:

  1. Активировать работу двигателя.
  2. «Кликнуть» на сервисную клавишу шесть раз подряд.
  3. Деактивировать ДВС. Прозвучат 6 коротких звуковых сигналов сирены.
  4. Нажать на кнопку Valet шестнадцать раз.
  5. С помощью клавиш основного брелока следует настраивать необходимое время работы турботаймера в соответствии с таблицей. Данные действия следует произвести не позднее 10 секунд после нажатий на сервисную кнопку, иначе режим программирования автоматически завершится.
  6. Включить систему зажигания.

Таблица: настройка времени турботаймера на брелоках Старлайн А9 и А61

Кнопка на брелоке Количество подтверждающих сигналов Устанавливаемое время работы турботаймера
1 (кратко) 1 Деактивирован (по умолчанию)
2 (кратко) 2 1 минута
1 (длительно) 3 3 минуты
2 (длительно) 4 6 минут

Видео: процесс работы турботаймера на модели StarLine A61

Снято пользователем Филипп Галаничев.

https://youtube.com/watch?v=xKlYVRA-xRw

Программирование турботаймера на моделях А91 и В9

Алгоритм программирования турботаймера Старлайн А91 и В9:

  1. Деактивировать работу двигателя.
  2. «Кликнуть» на сервисную клавишу шесть раз подряд.
  3. Активировать ДВС, после чего сирена прозвучит 6 раз.
  4. Повторно нажать на сервисную клавишу.
  5. Настроить время работы турботаймера с помощью главного пульта дистанционного управления в соответствии с таблицей.
  6. Выключить зажигание.

Таблица: настройка времени турботаймера на брелоках Старлайн В9 и А91

Кнопка на брелоке Количество подтверждающих сигналов Устанавливаемое время работы турботаймера
1 (кратко) 1 1 минута (по умолчанию)
2 (кратко) 2 2 минуты
3 (кратко) 3 3 минуты
1 (длительно) 4 4 минуты

Программирование турботаймера на брелоках А92

Настройка турботаймера автомобильной сигнализации А92, оборудованной пьезоэлектрическим датчиком и автозапуском:

  1. Активировать работу двигателя.
  2. «Кликнуть» по клавише Valet шесть раз.
  3. Заглушить ДВС, при этом прозвучит 6 гудков сирены.
  4. Нажать на сервисную клавишу ещё 1 раз.
  5. Используя кнопки основного брелока, выставить время работы турботаймера в соответствии с таблицей.
  6. Деактивировать систему зажигания.

Таблица: настройка времени турботаймера на брелоке Старлайн А92

Кнопка на брелоке Количество подтверждающих сигналов Устанавливаемое время работы турботаймера
1 (кратко) 1 Деактивирован (по умолчанию)
2 (кратко) 2 1 минута
3 (кратко) 3 3 минуты
1 (длительно, затем еще раз кратко) 3 6 минут

Программирование и настройка турботаймера на моделях A93 и Е91

Программировать турботаймер «сигналки» Старлайн А93 и Е91 можно курсорным методом на основном брелоке:

  1. Зажать кнопку 2 или 3 до двойного звукового сигнала, на дисплее пульта должна выделиться нижняя левая пиктограмма.
  2. С помощью клавиш 2, 3 и 4 переместить курсор на иконку с надписью «Turbo».
  3. «Кликнуть» на кнопку 1, зуммер брелока сработает 3 раза, световая сигнализация мигнет дважды.
  4. На числовой панели пульта высветится надпись «r01», где 01 — количество минут работы турботаймера.
  5. Используя клавишу 1, выставить требуемое время функционирования (от 1 до 6 минут). Шаг настройки равен 1 минуте.
  6. Для сохранения введенных значений зажать кнопку 1, пока не прозвучит звуковой сигнал.
  7. Убедиться в том, что пиктограмма «Турбо» стала отображаться на дисплее.

Программирование опции турботаймера на брелоках версии A94

Настройка турботаймера противоугонной системы Старлайн А94:

  1. Убедиться, что зажигание выключено и заглушен двигатель автомобиля.
  2. Пять раз нажать на сервисную кнопку.
  3. Завести ДВС. Зуммер пульта управления воспроизведет короткий сигнал.
  4. Клавишами 2 или 3 на основном брелоке выбрать пункт «SF».
  5. Зажать кнопку 3 до звукового сигнала, затем «кликнуть» на нее еще раз. На пульте высветится номер программируемой опции.
  6. Клавишами 2 или 3 выбрать функцию 17.
  7. С помощью кнопки 1 выставить необходимое значение времени таймера.
  8. Заглушить двигатель.

Таблица настройки времени турботаймера на брелоке Старлайн А94

Состояние Устанавливаемое время работы турботаймера
1 Деактивирован (по умолчанию)
2 1 минута
3 3 минуты
4 6 минут

Рекомендуемый вариант для авто с одной цепью зажигания

Были рассмотрены две схемы, а сейчас появится ещё одна. На ней показано, как подключают полуавтоматический таймер:


Подключение полуавтоматического таймера

Реле, показанное на схеме, изготовитель может разместить вместе с электроникой турботаймера в одном корпусе. Тогда схема подключения будет выглядеть проще (рис. справа). Переключатель, коммутирующий «нулевой потенциал» – это микрокнопка «ручника» либо отдельная клавиша в салоне. Её наличие является обязательным.

Рассмотрим алгоритм работы полуавтоматических таймеров:

  • Как только ключ переводят в положение IGN, срабатывает реле, а на консоли загорается соответствующий индикатор;
  • Чтобы разомкнуть контакты реле, нужно активировать обратный отсчёт. Это действие производят, замыкая контакты микрокнопки.

Представим себе нестандартную ситуацию: ручной тормоз задействован, водитель поворачивает ключ в положение IGN а затем выключает зажигание снова. Тогда по истечении времени, заранее установленного в настройках, контакты реле должны разомкнуться. В общем, в ходе эксплуатации «полуавтомата» не появится каких-либо ситуаций, приводящих к неожиданным последствиям. Но внимательность сохранять рекомендуется.

Старлайн с турботаймером: как настроить, включить и отключить турботаймер на сигнализации

Производители современных автомобилей, с целью увеличения мощности двигателя и сокращения выброса продуктов горения в атмосферу, все чаще используют технологию турбирования. Главным недостатком разработки является закупоривание газов и масел в турбине в результате ее перегрева в момент эксплуатации. Избежать дорогостоящего ремонта помогает подключение турботаймера.

Под турботаймером понимается некое устройство или функция в составе автосигнализации, поддерживающие работу турбированного двигателя на холостых оборотах после выключения зажигания автомобиля.

При достижении оптимальной температуры, двигатель автоматически глохнет.

Однако данная функция поддерживается не всеми производителями сигнализаций.

Лидирующей маркой является Старлайн с турботаймером, уже встроенным в блок сигнализации, не требующим установки дополнительных элементов.

Необходимость турботаймера

В основе работы турбированного двигателя лежит турбонадув, который при интенсивной эксплуатации автомобиля способен повысить температуру элементов выпускной системы до 800°С.

Во время движения роль охлаждающей жидкости играет моторное масло, циркулирующее по узлам двигателя

Именно поэтому важно оставить двигатель работающим на несколько минут после остановки

Чтобы не забыть об этой небольшой, но важной для исправной работы автомобиля детали, рекомендуются установить турботаймер

Разновидности турботаймера

Турботаймер может выступать в роли самостоятельного элемента, представляющего собой блок, устанавливаемый под торпеду с подключением к замку зажигания. А может быть в составе автосигнализации Starline. Последний вариант считается наиболее удобным, поскольку не требует синхронизации работы сигнализации и турботаймера, минимизируя риски сбоя охранной системы.

Одна из первых выпущенных сигнализаций, включающих турботаймер, Старлайн А9, стала незаменимым помощником автолюбителей на целое десятилетие. Позднее, стали появляться новые, усовершенствованные модели — Starline В9, В6, С6, А 62 и А 92.

Во всех линейках компании также предусмотрено наличие дополнительных функций. Например, сигнализация Старлайн с турботаймером и автозапуском доступна в современных моделях Е 90, А 91, А 94, В 94 и D 94. Такое сочетание помогает не только сократить расходы на установку систем по отдельности, но и облегчить жизнь автолюбителей в зимнее время года.

Настраивание турботаймера

После установочных работ рекомендуется проверить исправность функции и произвести необходимые настройки.Настройка турботаймера осуществляется по двум параметрам:

  1. в зависимости от желаемого времени работы двигателя на холостом ходу;
  2. в зависимости от температуры узла турбины.

Несмотря на единый принцип работы, существует некоторые нюансы, как настроить турботаймер. Даже модели единой линейки могут иметь отличия по настройкам.

Например, программирование турботаймера на брелке ранней модели — Starline a61 не предполагает самостоятельно заданного параметра времени. После определенного алгоритма действий турботаймер работает в автоматическом режиме указанный специалистом период. Аналогично выполняется программирование турботаймера на брелоке сигнализации Старлайн А91.

Более поздние модели линейки А оснащены возможностью самостоятельного выбора времени работы двигателя после извлечения ключа из зажигания. Так, программирование Старлайн А93 с помощью сервисных кнопок брелока, позволяет настроить режим турботаймера на период от 1 минуты. А настройки автосигнализации Старлайн А63 позволяют запускать турботаймер на срок до 4-х минут.

Активирование турботаймера

После произведенных настроек активировать турботаймер возможно по трем различным сценариям:

  1. автоматически после включения стояночного тормоза и выключения зажигания;
  2. с помощью брелка после включения стояночного тормоза, блокировки дверей и включения режима охраны;
  3. после включения стояночного тормоза.

Автолюбитель может выбирать, как включить турботаймер на Старлайн, исходя из предпочтений и степени удобства каждого из вариантов.

Например, на сигнализациях старого поколения, вроде Старлайн а94, нет возможности самостоятельно запрограммировать длительность турботаймера, поэтому удобнее будет извлечь ключ из замка зажигания и активировать режим охраны.

Зачастую в инструкциях не указано как отключить турботаймер. Предполагается, что отключение режима аналогично активации, но в обратном порядке.

При ненадобности функции достаточно с помощью сервисных кнопок брелока деактивировать иконку, обозначающую турботаймер.

О подключении и программировании

Рассмотрим ту часть схемы, где показан «силовой разъем»:

«Красно-синий» шнур получает питание для «габаритов», и затем оно коммутируется внутри основного блока. А ток, идущий через «красный» провод, коммутируют 4 встроенных реле (см. рис.). Штатная защита цепи с «красным» проводом должна быть рассчитана на 30 Ампер или на меньшее значение. Все знают, как подключать каждый кабель, помимо «фиолетового». А вот «фиолетовый шнур» бесполезно соединять с клеммой «15/2», если говорить о стандартных замках. Варианты его подключения рассматриваются ниже.

Разбираемся с назначением 6-го контакта

В тексте инструкции указано, что контакт «IGN3» может либо дублировать клемму «IGN1», либо он используется для управления дополнительным оборудованием. К последнему в данном случае относится:

  1. Линия защиты стартера: ток поступает в нее после запуска мотора, а разрыв линии происходит одновременно с выключением зажигания. Заметим, что когда запуск выполнен «с ключа», линия остается разомкнутой.
  2. С клеммы «IGN3» можно снимать напряжение, используемое для эмуляции нажатия на тормоз или сцепление. Опция востребована, если автозапуском оборудуют установки с кнопкой «START/STOP».
  3. Провод «IGN3» может получать импульс, совпадающий по времени с окончанием работы мотора в режиме охраны. Длительность импульса регулируется программно.

Из нескольких алгоритмов нужно будет выбрать один. Что выполняют еще до подключения самого провода, но после проведения монтажа сигналки в авто.

Если есть клемма, дублирующая контакт «IGN1», ее нужно использовать для управления обходчиком, позволяющим «обмануть» штатный иммобилайзер и произвести запуск мотора. Это утверждение распространено, но в данном случае оно не верно. Сигнализация ZX-1070, например, снабжена отдельным выходом, обозначенным на первой схеме сокращением «Immo». Кстати, алгори можно настраивать по-разному, а в инструкции он обозначен как «CH4».

Для всех сомневающихся в том, что говорилось выше, приводим скриншот базового руководства.

Еще раз отметим: на схеме выход обходчика обозначен сокращением «Immo». В таблице этот же провод назван «линией CH4».

Типичные ошибки пользователя

В конструкции системы Sheriff, оснащаемой автозапуском, предусмотрено наличие следующей защиты: если мотор был запущен автоматически, то переход в тревожный режим повлечет его отключение. Здесь все выглядит логично, а теперь рассмотрим другую ситуацию, когда защита от угона не активна. В режиме «снято с охраны» мотор может быть запущен в любое время. Но если открыть дверь, когда двигатель уже отключен системой, эта возможность будет отменена. Последнее верно для авто с МКП, а обойти указанную защиту просто:

  1. После отпирания двери производят старт двигателя «с ключа»;
  2. Зажигание отключают, процедуру «корректного выхода» повторяют снова (см. выше).

Так выглядят особенности сигналок бренда Sheriff.

Коды ошибок, возникших по вине владельца и связанных с автозапуском, система хранит в своей памяти. Расшифровка всех кодов приводится в базовой инструкции:

Чтобы узнать, чему равен код последней ошибки, нужно переключить систему в режим программирования. Речь тут идет о программировании опций, связанных только с автозапуском и не имеющих отношения к функциям защиты. О том, как включить подобный режим, рассказывается в инструкции изготовителя. Здесь вы должны читать следующую главу.

Программная настройка системы

Итак, пусть все подключения выполнены согласно базовой схеме. Шнур «6», выходящий из «силового клеммника», при этом может оставаться свободным. Откроем инструкцию и посмотрим, как нужно программировать опции, имеющие отношение к автозапуску:

  1. Систему снимают с охраны, включают зажигание;
  2. За 5 секунд сервисную кнопку Valet нажимают 3 раза;
  3. После звукового сигнала кнопку Valet нажимают снова;
  4. За 5 секунд зажигание выключают, а после звуковых сигналов включают снова.

Инструкция к автосигнализациям Sheriff

Охранные системы американского бренда SHERIFF укомплектованы подробной инструкцией по использованию. Не каждый владелец способен включить сигнализацию после монтажа. В таких случаях рекомендуется обращаться в соответствующий сервис.

Подключение устройства

Принцип подключения сигнализации Шериф с автозапуском и без него универсален для всех моделей данной марки.

Подключать сигнализацию нужно в следующем порядке:

  1. Установка блока управления системы охраны. В свободное место за торпеду производится монтаж электронного модуля сигнализации.
  2. Установка сирены в подкапотном пространстве. Динамик следует направить вниз для лучшего рассеивания звука и исключения возможности попадания влаги в устройство.
  3. Установка концевиков капота и багажника.
  4. Датчик удара устанавливается между копотным пространством и салоном автомобиля.
  5. Производится подключение всех датчиков к блоку сигнализации согласно схеме, изображенной ниже.

К габаритам автомобиля подключается красно-синий провод, затем коммутируется на главный блок охранной сигнализации. Вразрез красного провода подключается реле блокировки запуска двигателя.

Разбираемся с назначением 6-го контакта

Шестая клемма реле предназначена для подключения следующих опций:

  • цепь защиты пуска стартера;
  • эмуляция срабатывания педали тормоза для цепей дистанционного запуска двигателя автомобилей с автоматической коробкой передач.

Типичные ошибки пользователя

После длительной эксплуатации охранной сигнализации были замечены ошибки только в системе дистанционного запуска двигателя. Причины могут быть разные начиная от плохого контакта концевых и заканчивая сбоем программного обеспечения.

Таблица 1. Типичные ошибки сигнализации Шериф

Тип и длительность сигнала Причины неисправности
Один короткий сигнал Не запрограммирован сигнал тахометра
Два коротких сигнала Нет сигнала положения ручного тормоза
Три коротких сигнала Не установлен рычаг механической коробки передач в нейтральное положение
Четыре коротких сигнала Зарезервирован
Пять коротких сигналов Нет связи с концевиком капота автомобиля
Шесть коротких сигналов Отсутствует связь с концевым выключателем педали стоп
Один длинный и один короткий сигнал Отсутствие сигнала зарядки АКБ в течение 60 сек.
Один длинный и два коротких сигнала Отсутствует сигнал с тахометра
Один длинный и три коротких сигнала Нет сигнала с генератора
Один длинный и четыре коротких сигнала Остановка двигателя при отсутствии сигнала тахометра
Один длинный и пять коротких сигналов Повысились обороты холостого хода выше 4000 об/мин
Один длинный и шесть коротких сигналов Напряжение бортовой сети выше 16 вольт
Один длинный и семь коротких сигналов Сработала охранная сигнализация

Программная настройка системы

Программирование системы охраны Шериф производится следующим образом:

  1. Машина снимается с охраны.
  2. Включаем зажигание.
  3. На брелке необходимо зажать кнопку Valet на 5 секунд.
  4. После звукового сигнала необходимо зажать кнопку повторно.
  5. После звукового сигнала выключаем зажигание.

Кнопка «START/STOP»

Кнопка старт/стоп предназначена для запуска либо остановки двигателя автомобиля. Пуск мотора выполняется двойным нажатию кнопки «старт» в течение 2 сек. Нажатием кнопки «стоп» можно принудительно остановить работу двигателя автомобиля. Индикация работающего двигателя на брелоке — это индикатор дыма. Активация данной функции производится в настройках сигнализации.

Принцип действия турботаймера

Работа турботаймера сходна с работой автозапуска: здесь используется цепь, дублирующая силовую цепь зажигания у замка. Однако заметим, что на сигнализациях StarLine режим турботаймера доступен только в том случае, если автозапуск в системе не предусмотрен или отключен в настройках.

Чтобы активировать перехват зажигания, достаточно подать сигнализации заранее определенный сигнал – после этого реле удержания зажигания автоматически замкнется на заданный промежуток времени, и мотор продолжит работать даже без ключа в замке зажигания. На автомобилях с кнопкой «Старт-Стоп» не нужно даже реле – дополнительный канал подключается к сигнальному выходу кнопки.

Обратите внимание на механизм работы иммобилайзера в своем автомобиле. На большинстве машин чип иммобилайзера опрашивается однократно при включении зажигания, и для работы турботаймера дополнительные ухищрения не потребуются

Но, если иммобилайзер опрашивает чип периодически, турботаймер работать не сможет – потребуется использовать обходчик, активируемый постоянно на все время работы турботаймера.

Как установить

Инструкция к ZX-900 рекомендует придерживаться следующей последовательности монтажа:

  1. Распаковать сигнализацию, подключить компоненты, а затем подать питание от автомобильного аккумулятора для предварительной проверки работоспособности.
  2. Установить процессорный блок в салоне, предусмотрев хорошее крепление к элементам конструкции.
  3. Разместить под крышкой багажника или капота переключатели, определяющие положение элементов.
  4. Прикрутить к моторной переборке звуковой сигнализатор (допускается использовать изделие с автономным источником питания).
  5. Наклеить антенный блок на верхнюю кромку лобового стекла.
  6. Проложить кабель и закрепить скрытый переключатель. Узел размещается в зоне быстрого доступа с места водителя.
  7. Привинтить к моторному щиту со стороны пассажирского салона машины шок-сенсор. Предусмотреть беспрепятственный доступ к детали для корректировки чувствительности.
  8. Соединить элементы жгутами проводки, приложенными изготовителем. Подключение выполняется в соответствии со схемами из документации. Сигнализация оборудована встроенным контроллером, реализующим функцию центрального замка.

Настройка турботаймера

Все действия по настройке, программированию, включению и отключению турботаймера осуществляются с помощью сервисной кнопки и брелока. Результат контролируется с помощью визуальных и звуковых сигналов, а также виден на дисплее. Порядок манипуляций обязательно описан в инструкции к сигналке.

Программирование StarLine A9, B9 и A91

На брелоках сигнализаций А9, В9 и А91 – три кнопки.

Программирование на А9:

  1. Завести машину.
  2. Нажать сервисную кнопку 6 раз.
  3. Заглушить двигатель. Должно раздаться 6 гудков сирены.
  4. 16 раз нажать сервисную кнопку.
  5. За 10 секунд нужно начать программирование. Подтверждением выбора служат от 2 до 4 сигналов сирены и брелока.
  6. После настройки – включить зажигание.
Длительность нажатия Кнопка Количество сигналов подтверждения Время работы турботаймера
Короткое 1 1 Выключен (по умолчанию)
2 2 1 минута
Длительное 1 3 3 минуты
2 4 6 минут

Программирование на В9, А91:

  1. Заглушить машину.
  2. Нажать сервисную кнопку 6 раз.
  3. Завести двигатель. Должно раздаться 6 гудков сирены.
  4. 1 раз нажать сервисную кнопку.
  5. За 10 секунд нужно начать программирование. Подтверждением выбора служат от 1 до 4 сигналов сирены и брелока.
  6. После настройки – выключить зажигание.
Длительность нажатия Кнопка Количество сигналов подтверждения Время работы турботаймера
Короткое 1 1 1 минута (по умолчанию)
2 2 2 минуты
3 3 3 минуты
Длительное 1 4 4 минуты

Программирование StarLine A92, A93 и A94

На брелоках более современных Старлайн А92, А93 и А94 – четыре кнопки. Эти сигнализации оборудованы не только турботаймером, но и автозапуском, и рядом других полезных опций.

Установить режим работы на А92 нужно так:

  1. Завести машину.
  2. Нажать сервисную кнопку 6 раз.
  3. Заглушить двигатель. Должно раздаться 6 гудков сирены.
  4. 1 раз нажать сервисную кнопку.
  5. За 15 секунд нужно начать программирование. Подтверждением выбора служат от 1 до 4 сигналов сирены и брелока. На дисплее будет гореть цифра 1 (номер функции турботаймера) и цифра, соответствующая состоянию функции.
  6. После настройки – включить зажигание.
Длительность нажатия Кнопка Количество сигналов подтверждения Время работы турботаймера
Короткое 1 1 Выключен (по умолчанию)
2 2 1 минута
3 3 3 минуты
Длительное + короткое 1 3 6 минут

Сигнализация А93 позволяет программировать время работы турботаймера курсорным способом:

  1. Нажмите кнопку 2 (или 3) до звукового оповещения (должно раздасться два сигнала). В нижней части экрана левая иконка будет выделена мигающим курсором.
  2. Кнопками 2, 3 или 4 переместите курсор на иконку “Турбо”.
  3. Нажмите кнопку 1, после чего прозвучит 3 сигнала, свет мигнет 2 раза.
  4. 4 секунды будет отображаться текущие параметры. (Например, r01-1 минута.)
  5. Нажатиями на кнопку 1 выберите желаемое время работы опции – от 1 (r01) до 6 (r06) минут. Каждое такое нажатие увеличивает время работы на 1 минуту.
  6. После настройки нужно зажать кнопку 1 до звукового сигнала.
  7. Иконка “Турбо” станет активной.

Активная иконка “Турбо” обозначает, что функция турботаймера будет постоянно срабатывать автоматически.

Установка времени работы турботаймера на сигнализации А94.

  1. Не заводя машину 5 раз нажмите кнопку сервиса.
  2. Запустите двигатель.
  3. После сигнала брелока кнопками 2 или 3 выберите пункт SF. Нажмите и удерживайте кнопку 3 до сигнала, затем коротко нажмите ее еще раз.
  4. На брелоке появится номер функции и ее текущего состояния. Например, 01-1.
  5. Кнопками 2 или 3 выберите функцию 17.
  6. Настроить требуемое состояние функции нужно коротким нажатием кнопки 1.
  7. После настройки заглушите авто.
Вариант Время работы турботаймера
1 Выключен (по умолчанию)
2 1 минута
3 3 минуты
4 6 минут

Как устанавливается сигнализация

Итак, прежде всего, хотелось бы сказать, что существует два способа установки турботаймера:

  • Установка отдельным блоком, без сигнализации;
  • Установка в комплекте с сигнализацией и автозапуском.

Первый вариант конечно хорош, но только в том случае, если охранная система на автомобиле уже установлена, ведь тогда не придется удалять старую, копаться в проводах и прочем. Что касается второго пункта, то он является просто обязательным, если в машине нет системы защиты и водитель не хочет сам выполнять роль турботаймера.

При этом, в каждом из вышеприведенных пунктов установка осуществляется под приборной панелью, так что никаких дефектов или визуальных изменений быть просто не может.

Что касается самого подключения, то оно проводится непосредственно к тем проводам, которые идут от замка зажигания.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Master Plus
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: