Как работает лямбда зонд?
Лямбда зонд представляет собой маленький аккумулятор, который вырабатывает малое напряжение, достаточное для передачи необходимой информации в блок управления. Один электрод датчика располагается внутри выхлопной системы, а другой – снаружи. Электризуясь благодаря составу выхлопных газов, первый электрод, совместно со вторым, создает напряжение определенной величины и посылает сигнал электронному блоку управлению двигателем.
В зависимости от содержания несгоревшего топлива в выхлопе, возникает определенная ЭДС, на основе которой ЭБУ принимает решение о количестве подачи воздуха и бензина в цилиндры двигателя. Данное свойство делает расход топлива авто самым оптимальным.
Любой датчик лямбда зонд способствует получению идеальной смеси 1:1. Однако такие значения практически никогда не возникают, так как двигатель работает на различных режимах, где соотношение бензина и воздуха меняется довольно быстро.
Для чего нужна обманка
К сожалению не все датчики обладают точным алгоритмом работы. Многие из них являются попросту бракованными или вовсе – выходят из строя в неподходящий момент. При отказе работы лямбда зонд, ЭБУ перестает принимать от него сигнал и переводит мотор в аварийный режим работы. Количество топлива и воздуха перестает регулироваться и выводится на одно установленное значение. При этом, расход топлива заметно увеличивается, а цилиндры загрязняются несгоревшими излишками. Такой режим предназначен для того, чтобы добраться до станции технического обслуживания и длительная эксплуатация автомобиля во время отказа датчика не рекомендуется.
Многие современные автомобили оснащаются двумя датчиками, которые устанавливаются по разные стороны катализатора. Такое решение позволяет оценить правильную работу выхлопа, так как данные с датчиков должны различаться в обязательном порядке. Если они работают одинаково или один из них просто отказывает – на панели приборов загорится всем знакомый значок Check Engine.
Казалось бы, все просто – нужно просто заменить неисправный элемент и вывести двигатель в нормальный режим работы. Многие водители не делают этого из-за большой цены датчика. Если отечественные некачественные запчасти имеют куда более доступную цену, то хорошие зарубежные аналоги стоят очень дорого. На помощь приходят устройства, которые позволяют обойти датчик и спасти двигатель. Все эти устройства применяются в случаях, когда на выхлопе стоят два лямбда зонд и один из них начинает работать большими погрешностями или выходит из строя. Также актуальны эти обманки и при неисправностях катализатора.
Советы по уходу и рекомендации
- Систематически заправлять в бак автомобиля только качественное топливо, которое проверено и содержит нужный показатель октанового числа.
- Не превышать рекомендованный скоростной лимит.
- Эксплуатировать техническое средство строго в соответствие с назначением.
- Систематически проходить плановый технический осмотр. Допускается превышение интервала пробега только в 500 км, не более, в противном случае гарантия аннулируется.
- Исключить попадание в бак различного рода присадок, так как они губительно сказываются на работе машины.
Перепрошивка контроллера
Некоторые особо искушенные автовладельцы решаются на перепрошивку блока управления, благодаря чему блокируется обработка сигналов второго кислородного датчика. Однако необходимо учитывать, что любые изменения алгоритма работы системы могут привести к необратимым последствиям, так как вернуть заводские настройки будет практически невозможно и затратно. Поэтому выполнять такие манипуляции самостоятельно не рекомендуется. То же самое касается и готовых прошивок, которые продаются в интернете.
Полезно! При перепрошивке лямбда зонды удаляются.
Если вы все-таки хотите произвести перепрошивку системы, то обратитесь к грамотному специалисту, который сможет отключить получение данных ДК с помощью специализированного оборудования.
Также стоит учитывать, что практически любое вмешательство в работу систем, может привести к не самым приятным последствиям.
avtoexperts.ru
В прошлом материале мы уже рассказали о том, зачем нужны обманки лямбда-зондов, какие они бывают и как работают. За рамками той статьи остался вопрос, как сделать эти обманки своими руками. Это несложно и доступно многим автовладельцам. Какой смысл делать обманки самому, если продаются уже готовые? Причин, как минимум две.
Механическая обманка лямбда-зонда
1. Готовые изделия в любом случае будут дороже. Если в случае с механическими обманками разница в стоимости может быть не очень велика, то у электронных обманок она значительная.
2. Не всегда можно оперативно найти в продаже нужную обманку. Когда исправный автомобиль необходим срочно – порой быстрее сделать обманку своими руками.
Типов обманок, как мы уже знаем – два, поэтому будем разбирать самостоятельный вариант изготовления обоих.
Изготовление механической обманки
Как вы помните из прошлой статьи, основа этого типа обманок металлическая втулка. Оптимальный материал для изготовления бронза, потому как именно она лучше всего противостоит температурным воздействиям. Для самостоятельного изготовления втулки нужен токарный станок и опыт работы с ним, но всегда можно найти токаря, который за минимальную плату сделает нужную заготовку по чертежу. Чертеж такой.
Чертеж обманки
Собственно, в простейших случаях уже этого хватит, но оптимальным будет заполнить полую часть втулки керамической крошкой, найти которую не проблема. Устанавливается самодельная обманка точно также как и купленная – выкручиваем датчик кислорода, на его место устанавливаем втулку, а в нее вкручиваем сам датчик.
Установленная обманка
Необходимость искать токаря и обращаться к нему несколько снижает привлекательность самостоятельного изготовления механической обманки, да и разница по стоимости получится не такая уж и большая, но такой вариант тоже имеет право на существование, если по какой-то причине не устраивает электронная обманка.
Созданная своими руками обманка лямбды
Изготовление электронной обманки
Казалось бы, электронный «девайс», который имитирует работу лямбда, должен быть очень сложным, но по факту это очень простая и примитивная схема, которая, тем не менее, работает. Для изготовления потребуется схема электропроводки автомобиля, паяльник, нож, канифоль, неполярный конденсатор на 1мкФ и резистор на 1 мОм или 150-200 кОм. Обычно советуют брать резистор на 1 мОм, но на некоторых автомобилях имитирование сигнала получается не очень точным, «чек» гасится, но топливная смесь получается не очень правильной, а расход – высоким. Тогда нужно будет немного поэкспериментировать с резисторами.
Схема электронной обманки
Дальше рассмотрим процесс по пунктам.
1. Нужно в схеме электропроводки вашего автомобиля разобраться с тем, сколько и какие провода идут на лямбда-зонд. Бывает от двух до четырех проводов, в зависимости от наличия дополнительного подогрева. Чаще всего встречаются именно четырехконтактные датчики, из этих четырех контактов два отвечают за подогрев, они нам не потребуются, а нужны сигнальный контакт и масса. Почти во всех схемах в интернете указывается цвет проводов, но именно на вашем авто он может не совпадать, так что найти сигнальный провод и массу нужно по схеме.
Электронная обманка
2. Дальше вооружаемся ножом и паяльником. В сигнальный провод нужно впаять резистор, а между сигнальным проводом и массой со стороны ЭБУ – конденсатор. Естественно, все соединения нужно заизолировать. В принципе, уже после этих манипуляций все должно заработать.
Электро-обманка лямбды. Фото — drive2
3. Третий шаг необязателен, но крайне желателен, потому что может продлить срок жизни схемы. Дополнительные элементы и провода можно разместить в небольшой пластиковой коробке или контейнере и залить эпоксидкой.
Еще вариант обманки
Даже такая примитивная схема отлично работает, а затраты на ее изготовление копеечные. Покупать электронный эмулятор будет сильно дороже. Да, там обычно используются более продвинутые схемы, иногда с микропроцессорами, но разница в стоимости может быть десятикратной. Есть стимул самому взяться за паяльник.
В общем, именно электронный вариант нам кажется самым разумным для самостоятельного изготовления, нюансы могут быть только в подборе резистора, но они стоят недорого, перепаять в схеме один на другой тоже не великая трудность, так что можно поэкспериментировать. В итоге получится полностью рабочий «гаджет» за копейки.
Прошивка Евро-2
Прошивка Евро-2 представляет собой наиболее популярный экологический стандарт для понижения требований к токсичности выбросов. У нее есть свои особенности. Нормы токсичности по стандарту Евро ввели в 1988 году. Регламентом контролируются требования к количеству выбросов оксида углерода, азота и остальных токсичных веществ, которые выпускают автомобили в атмосферу. Состав и уровень вредных компонентов четко регламентирован законодательством, поэтому запрещена езда на машинах, где не соблюдены указанные требования.
Соответствие экологическому стандарту в автомобиле поддерживается электронным блоком управления. На заводе-производителе сразу устанавливаются правильные настройки программы. Современные нормы токсичности сильно меняют динамику авто. Машина утрачивает мощность, ходовые способности, резвость.
Двигатель и остальные системы работают на средних возможностях из-за указанных программных параметров. Это и становится одной из причин, по которым многие автомобилисты стараются откатить авто к прошивке Евро-2, то есть, выполнить чит-тюнинг ЭБУ под пониженный экологический класс. Однако эта причина далеко не основная.
В любом автомобиле для нейтрализации объема выхлопов используются противосажевые фильтры и катализаторы. В выхлопной системе обязательно есть кислородный датчик, который отвечает за определение состава вредных газов и трансляцию сведений блоку управления.
Катализатор рассчитан на 100-150 тыс. км пробега или 5-7 лет эксплуатации. Новый компонент стоит достаточно дорого. Если в нейтрализаторе выгорело все напыление, то но превращается в кирпич для системы выхлопа. Он не нужен, а в некоторых случаях даже опасен. Сильно повышается нагрузка на мотор, повышается расход машинных жидкостей, топлива. Кислородный датчик видит ошибку, так как концентрация вредных веществ увеличивается, передает ее в ЭБУ, после чего на табло загорается соответствующая лампочка «Check Engine».
Автовладелец оказывается перед сложным выбором:
- Установить новый катализатор, который достаточно дорогой.
- Вырезать узел, а чтобы ЭБУ перестал ругаться, перепрограммировать его. Прошивка машины после удаления катализатора под стандарт Евро-2 позволит добиться того, что компьютер утратит интерес к экологичности выхлопов.
- Установка обманки на кислородный датчик. Это небольшой переходник, который размещен между датчиком и трубкой к катализатору. Внутри него есть анализатор, который способен уловить только малую часть токсинов. Основной лямбда-зонд убежден, что выхлопы низкие, ЭБУ не тревожится. Система продолжает работать в штатном режиме, сохраняя силовые показатели мотора.
Обманка лямбда зонда электронная
Эмулятор – своего рода микрокомпьютер, если не учитывать простейшие схемы резистор + конденсатор, которые можно собрать по схемам, найденным в интернете. Результат использования самодельного приспособления может быть плачевным.
Итак, эмулятор представляет собой небольшой блок, имеющий свою микросхему. Электронная обманка производит генерацию напряжения, доводит его до средних показаний второго кислородного зонда или синхронизирует показания с первым кислородным контроллером. При этом ЭБУ не выдаёт ошибку.
Фактически это является средством борьбы со срабатыванием лампы «чек». Такая обманка может стать причиной переобогащения топливовоздушной смеси. Чаще всего такое случается при неверном подборе обманки для конкретного автомобиля.
Сигнал второго лямбда-зонда всегда будет правильным даже в случае подачи в камеры сгорания значительно большего количества топливной смеси. Тем не менее, работу силового агрегата в данном случае нельзя назвать исправной. Транспортное средство будет ездить вполне нормально, даже расход топлива не сильно увеличится. Вместе с этим на некоторых моделях автомобилей при установке подобного эмулятора будет появляться ошибка Р0133, обозначающая низкую скорость реакции кислородного зонда.
Но эмулятор будет полезен для автомобилей, имеющих проблемы с датчиком кислорода (кроме проблем с блоком катализации). При неисправности лямбда -зонда нужно его заменить новой деталью.
При установке нового зонда повысится экономия топлива, стабилизируются работа силового агрегата и своевременное оповещение о неисправности каталитической камеры, произойдёт снижение концентрации токсичных веществ. Но, к сожалению, цена вопроса слишком высока и для решения этой проблемы автовладельцы очень часто прибегают к установке электронного эмулятора на кислородный контроллер.
Варианты решения проблемы
При обнаружении неисправности катализатора можно воспользоваться одним из действенных способов решения возникшей проблемы. Это позволяет существенно сэкономить на покупке нового оборудования. Обмануть ЭБУ можно тремя способами:
- установка механической обманки;
- установка электронной обманки (эмулятор лямбда-зонда);
- выполнить перепрошивку компьютера.
Рассмотрим каждую из этих методик более подробно.
Механический способ
Методика заключается в использовании металлической проставки, или втулки, которая ставится между кислородным датчиком и выхлопной трубой. Любой, кто в некоторой степени владеет токарными навыками, может изготовить обманку самостоятельно. Для изготовления детали берется бронза или теплоустойчивая сталь. Кроме того, понадобится схема самой обманки, которую легко найти, благо компьютер есть у многих. При его отсутствии можно воспользоваться помощью друзей или знакомых.
В торце втулки есть небольшое отверстие диаметром 2 мм для прохождения выхлопных газов. Что интересно, делается достаточно легко обманка катализатора своими руками. Схема ее предусматривает наличие внутри керамической крошки с каталитическим покрытием.
Вся суть заключается в следующем. Выхлопные газы сначала попадают во втулку и проходят через керамический наполнитель. В результате происходит химическая реакция, из-за чего снижается концентрация окиси углерода и углеводорода (СО и СН). После этого газы достигают кислородного датчика, который передает на ЭБУ нормальные показатели.
С конструктивной точки зрения обманка – это тот же катализатор, только в гораздо меньшем размере. Для ее установки достаточно придерживаться несложной инструкции:
- Снять клемму «-» с аккумуляторной батареи.
- Добраться до месторасположения второго датчика кислорода (что после катализатора), при необходимости проведя частичную разборку.
- Отсоединить разъем, ключом на 22 выкрутить лямбда-зонд и установить втулку.
- Вкрутить кислородный датчик в обманку и подсоединить разъем.
Как видно, установка обманки на катализатор не так сложна, как может показаться на первый взгляд. Удобнее всю работу сделать на яме или подъемнике.
Электронный способ
Электронная обманка тоже дает положительный результат, а собрать ее сможет каждый, кто дружит с паяльником. Для изготовления простейшей детали не обойтись без:
- неполярного конденсатора емкостью 1 мкФ;
- резистора сопротивлением 1 Мом;
- паяльника, ножа, кусачек;
- припоя;
- канифоли.
Монтируется электронная обманка на провода датчика кислорода. У одних автомобилей разъем лямбда-зонда находится в салоне между передними сиденьями. У других его можно найти в моторном отсеке, а у третьих он располагается опять-таки в салоне под торпедой.
Перед тем как устанавливать эмулятор лямбда-зонда, нужно отсоединить отрицательную клемму аккумулятора. Дальнейшие действия можно выполнять согласно схеме:
- На участке перед разъемом удалить часть изоляции.
- Отрезать черный провод, а разрыв соединить резистором (впаять).
- Конденсатор соединить одним контактом с серым проводом, а другим – с черным, но после резистора (ближе к разъему).
- Заизолировать провода или сделать это после проверки.
- В завершение остается запустить двигатель и посмотреть, будет ли гореть индикатор Check Engine при любом режиме работы. Возможно, нужно будет проехаться немного.
Как видно, здесь тоже нет ничего сложного. Только есть одна оговорка: такой способ на некоторых автомобилях может не работать. Резисторы и конденсаторы нужно подбирать с определенным номиналом. А если кислородный датчик, который стоит перед катализатором, неисправен, то «вводить в заблуждение» контроллер не имеет смысла. К тому же электронная обманка катализатора может нанести серьезный материальный ущерб автомобилю, так как его конструкция год от года совершенствуется. Поэтому лучше обходиться штатными деталями взамен вышедших из строя.
Механическая обманка лямбда-зонда
Любой автомобильный катализатор представляет собой банку глушителя с расположенными в ней металлическими или керамическими сотами с напылением из драгоценного металла (золото, платина и т. д.). Благодаря реакции окисления выпускные газы, проходя через такое устройство, очищаются от вредных примесей, снижается уровень токсичности выхлопа.
Каталитический нейтрализатор (КН) работает в условиях высоких температур, поэтому его ресурс относительно небольшой. Срок службы детали дополнительно сокращается при использовании некачественного топлива – соты забиваются нагаром, образующимся в результате неполного сгорания топливной смеси. Покупка нового КН обходится достаточно дорого, а так как менять его приходится довольно часто, многие собственники авто стараются избавиться от этого элемента выпускной системы, установив пламегаситель или стингер.
Простое удаление КН имеет побочное явление: на автомобилях с моторами Евро-4 и выше датчик кислорода, установленный за катализатором, фиксирует превышение нормы токсичности выхлопа, в результате на панели приборов загорается лампа Check Engine. Есть три способа избавиться от ошибки:
- установить дополнительную механическую проставку;
- внести изменения в электрическую схему кислородного датчика;
- перепрограммировать блок управления двигателем.
Механическая обманка представляет собой металлическую втулку определенной длины, с отверстием небольшого диаметра внутри. Также во внутренней части этого приспособления находится керамическая крошка с каталитическим покрытием. По сути, втулка представляет собой мини-катализатор, но здесь происходит очистка только тех отработанных газов, которые попадают на кислородный датчик. Следует отметить, что существует и простые обманки, выполненные в виде обыкновенной втулки с отверстием, внутри которой нет никаких элементов. Изготовить элементарную проставку может любой токарь, в этом случае не обязательно покупать фабричное изделие. Преимущества подобных устройств:
- недорогая цена (в среднем от 400 до 1000 рублей);
- легкость в монтаже;
- надежная и простая конструкция.
Однако, у механической обманки есть и свои недостатки – на некоторых моделях авто установить приспособление не удается (не хватает места в силу конструктивных особенностей), приспособление не всегда дает нужный эффект (ошибка полностью не исчезает). Еще нужно заметить, что на машинах с двигателями Euro-5 электронную систему с помощью дополнительной проставки обмануть не получается, Check Engine здесь все равно продолжает загораться.
Причины установки обманки лямбда зонда
На все легковые авто, построенные по нормам, начинающимся с Евро-2, установлены катализаторы. Не касаясь конструкций катализаторов (магнитно-стрикционных, керамических, химических), нужно отметить, что устройство, предназначенное для очистки выхлопных газов, относится к дорогим узлам автомобиля.
Лямбда зонд контролирует содержание выхлопных газов после прохождения через катализатор
На естественный износ («прогорание катализатора») больше всего влияет некачественный бензин. Тетраэтил свинца, попадающий в бензин на отечественных заправках, очень быстро сжигает каталитический слой нейтрализатора газов. На неисправность катализатора электронный блок управления (ЭБУ) двигателем реагирует переводом мотора в аварийный режим. На приборной доске загорается знакомая водителям надпись «чек» и в цилиндры подается переобогащенная топливная смесь. Падает мощность двигателя, увеличивается нагар свечей зажигания, загрязняется моторное масло, усиливается трение деталей.
Установка нового катализатора, рекомендуемая автопроизводителями как единственная мера устранения неисправности, может стоить владельцу машины от 10000 рублей до 30000 – 60000 (в зависимости от модели). Поставить новый катализатор на различные модели ВАЗ можно за 5000 – 10000 рублей (со стоимостью работы).
На фотоснимке часть схемы выхлопной системы автомобиля
Суть приспособления проста. Не реагируя на неисправность катализатора, устройство изменяет показания контролирующих датчиков кислорода (лямбда зондов), установленных на входе и выходе катализатора. При этом катализатор можно вырезать и заменить пламегасителем. Для первого лямбда зонда обманки не применяются. Его показатели служат эталоном, по которому ЭБУ определяет эффективность работы катализатора. Совпадение показателей (при удалении катализатора) воспринимается электроникой как неисправность нейтрализатора газов.
Как правильно сделать обманку кислородного датчика
Сделать обманку для бортового компьютера своими руками можно тремя способами:
- установить механическую втулку;
- подключить несложную электронную схему;
- сделать перепрошивку контроллера.
Каждый из методов вполне эффективно решает проблему вышедшего из строя датчика и возвращает работу двигателя в нормальное состояние.
Механический способ (с чертежами ввёртыша)
Чтобы обмануть контроллер, необходимо установить металлическую втулку между выхлопной трубой и лямбда-зондом. Для изготовления детали понадобится:
- металлическая заготовка;
- обрабатывающий станок;
- отвёртка;
- набор ключей.
Бронзовую механическую обманку можно сделать вручную или заказать её изготовление специалисту
Сделать деталь можно даже без специальных навыков работы, главное – иметь хороший токарный станок. В крайнем случае можно заказать её изготовление у знакомого специалиста.
Форма и размеры втулки показаны на чертеже.
Деталь должна точно соответсвовать схеме по форме и размерам
Чтобы установить механическую заглушку, необходимо сделать следующее:
- Поднимаем автомобиль на эстакаду.
- Отключаем клемму «минус» на аккумуляторе.
- Выкручиваем зонд.
Для установки механической обманки датчик нужно выкрутить
Сделанная точно по схеме деталь накручивается на лямбда-зонд
После запуска двигателя сигнал Check Engine должен потухнуть. Таким образом, датчик немного отодвигается от потока выхлопных газов. Механическая обманка-ввёртыш подходит для большинства моделей автомобилей, главное, чтобы датчик вкручивался в корпус.
Как сделать и установить электронный (со схемой)
Так как контроллер принимает электронные сигналы, которые к нему поступают от лямбда-зонда, можно поставить специальную схему-обманку. Она подключается к проводам, которые идут от датчика к разъёму. Место установки у разных моделей отличается: это может быть центральный тоннель между сидениями, торпеда или моторный отсек. Чтобы сделать электронную схему, приготовьте следующие материалы:
- паяльник с тонкой насадкой;
- конденсатор ёмкостью 1 мкФ;
- резистор на 1 МОм;
- нож;
- канифоль.
Электронная обманка должна быть правильно собрана согласно схеме подкючения
Перед началом работы отключаем минусовую клемму. Все соединения необходимо хорошо изолировать. Лучшим вариантом будет поместить схему в пластиковую форму и залить все эпоксидным клеем.
Все соединения электронной обманки должны быть хорошо изолированы
В продаже можно встретить уже готовые электронные обманки. В них используется небольшой микропроцессор, который анализирует сигнал первого датчика, обрабатывает его и формирует нужные показатели для бортового компьютера. Такие устройства легко подключаются, но обойдутся дороже самодельной схемы.
Перепрошивка контроллера: стоит ли делать своими руками
Ещё одним вариантом обманки можно назвать перепрошивку самого бортового компьютера. Изменяя алгоритм работы устройства, вы блокируете обработку сигналов от второго лямбда-зонда. Опасность данного метода состоит в том, что при неправильных действиях будет сложно восстановить прежнюю работу компьютера. Оригинальную заводскую прошивку очень сложно достать, и стоимость её довольно большая. Поэтому доверить такую работу нужно только опытному специалисту, которого вы знаете лично.
Быстрая проверка работоспособности датчика кислорода
Многими автовладельцами неоднократно подтверждено, что электронная обманка нормально работает лишь в том случае, если лямбда-зонды на машине исправны. Быстро проверить работоспособность датчиков достаточно просто, для диагностики понадобится лишь мультиметр. Выполняем проверку в следующем порядке:
- переводим переключатель мультиметра в положение измерения постоянного напряжения с верхним пределом 20 Вольт;
- подключаем щупы прибора: с красным проводом – к сигнальному разъему кислородного датчика, с черным проводом – на массу;
- запускаем двигатель, на холодном моторе вольтметр должен показывать напряжение примерно 0,45-0,5 V;
- на прогретом моторе напряжение должно постоянно меняться от 0,1 до 0,9 Вольта, и все эти данные говорят о том, что датчик в целом рабочий.
Но стоит заметить, что такая проверка не дает представление о стопроцентной исправности датчика, она лишь подтверждает, что лямбда-зонд находится в рабочем состоянии.