Как определить, что аккумулятор в автомобиле пора менять?

Как понять, что АКБ вот-вот «умрет»

Есть несколько способов, помогающих определить, что аккумулятор нуждается в замене. Рассмотрим их по степени сложности.

Простые методы

К простым способам относятся те, которые не требуют специальных навыков.

1

Нужно обратить внимание на экран бортового компьютера. Если на нем с регулярностью появляется значок, сигнализирующий о низком заряде аккумулятора, хотя тот, допустим, заряжался всю ночь, то, помимо проверки электроники в целом, следует задуматься о замене АКБ

2. Осмотреть корпус АКБ. Он должен быть герметичным, без трещин. Никаких подтеков электролита!

3. Проверить цвет электролита. Если он бурого или темно-красного оттенка, тогда АКБ пора менять. Такой цвет говорит о разрушении пластин.

4. Обратиться в сервис и попросить провести диагностику АКБ. Такой способ рекомендован, когда истек срок службы батареи.

5. Проверить запах аккумулятора при работающем двигателе. Неприятное амбре серной кислоты сигнализирует о том, что электролит кипит, а это – повод поменять (если нельзя реанимировать) АКБ.

6. Понаблюдать за запуском двигателя. Если он даже в теплую погоду заводится с трудом после нескольких потугов прокрутить мотор – это причина задуматься о «здоровье» батареи.

7. Завести двигатель несколько раз подряд. В неисправном аккумуляторе заряда не хватит больше, чем на 2 пуска.

8. Посмотреть за зарядом АКБ после скоростной езды на трассе. После нее заряд не должен оставаться на минимальном уровне.

9. Зимой следует проверить батарею на наличие морозных узоров. Это свидетельствует о замерзании элементов внутри. В таком случае аккумулятор уже не спасти.

10. Необычный способ – включить музыку и фары. Спустя час работы попробовать завести мотор. В неисправном АКБ не хватит заряда для пуска двигателя.

11. На современных аккумуляторах с индикаторами следует проверить лампочки после полной зарядки. Не должно быть красного огонька.

12. Метод, подходящий для зимы, но очень условный – проверить, насколько быстро запускается двигатель на морозе. Исправный АКБ может выдерживать до -25 градусов.

Важно: нужно учитывать несколько признаков вместе. К примеру, затрудненный пуск двигателя и сильный запах серной кислоты от АКБ

Сложные способы диагностики

Перечисленные ниже методы требуют определенных навыков и некоторых инструментов.

1. Заряжать аккумулятор всю ночь, а затем проверить плотность электролита. В норме она должна быть 1.24-1.3 летом, а зимой – 1.28-1.3.

2. Проверить мультиметром вольтаж после полной зарядки аккумулятора при выключенном двигателе. Он должен быть на уровне 12.6V. Если показатель меньше 12V, автомобиль может даже не завестись. Если проверка происходит при включенном двигателе, показатель увеличивается до 14V. Более высокие данные приведут к закипанию электролита.

3. Проверить электролит по банкам. Его уровень не должен колебаться, то есть, в одной – норма, в другой – ниже. Максимально допустимая разница: +/-0.02 единицы.

4. Узнать приблизительную (более точные данные можно получить только на СТО) емкость аккумулятора. Если батарея утратила половину или даже больше своей емкости, то она должна быть заменена. Примерная емкость вычисляется на основании полученных данных о напряжении:

  • выше 12.4 V – 100%;
  • от 12 до 12.4 V – 50-90%;
  • от 11 до 12 V – 20-50%.

5. Проверить при помощи специального вольтметра (подключается к прикуривателю) напряжение в бортовом компьютере. От аккумуляторного оно будет отличаться максимум на 0.5В.

6. Узнать величину сопротивления аккумулятора при помощи цифрового тестера. На основании данных прибор вычислит емкость АКБ и его пусковой ток. Последний показатель не должен быть ниже 300 ампер.

7. Проверить аккумулятор нагрузочной вилкой (возможно только летом – зимой такой метод сильно разрядит батарею). Этот способ чаще используют в СТО, но и в домашних условиях его возможно применить. Прибор (он имитирует работу стартера) подключают к клеммам и включают. Напряжение в момент использования у нормального аккумулятора упадет не более чем до 9V. Если больше – АКБ пора менять.

Внимание: Даже если признаки проблем отсутствуют, батарею, прослужившую дольше положенного срока, лучше заменить, особенно если за окном – холодное время года

История появления подобных АКБ

Первым, кто создал и спроектировал реально рабочую свинцово-кислотную АКБ, был французский ученый – Гастон Планте. Этот человек был всерьез заинтересован в создании универсальных на тот момент аккумуляторных батарей, так как имел не только научный интерес, но и отчасти финансовый. Согласно историческим сводкам, Гастону Планте производители аккумуляторов, коих на тот момент было немного, предлагали немалые деньги за создание нового вида аккумулятора и удобной зарядки к нему.

В итоге, французскому учёному частично удалось достичь поставленной цели. Если быть точнее, Планте создал конструкцию АКБ с использованием свинцовых электродов и 10-% раствором серной кислоты. Несмотря на инновационность кислотного аккумулятора в те года, недостаток у него был существенный – необходимость прохождения огромного количества циклов «заряд-разряд» для зарядки батареи «на полную». К слову, количество данных циклов было настолько велико, что для полного вмещения в АКБ электроэнергии могло потребоваться несколько лет. Во многом это происходило из-за используемой в батареях конструкции свинцовых электродов и сепараторов, вследствие чего последующие несколько десятилетий умы «аккумуляторного дела» боролись именно с этим недочётом батарей.

Так, в период с 1880-1900 годов такие учёные как Фор и Фолькмар спроектировали чуть ли не идеальный среди всех типов конструкции свинцово-кислотных аккумуляторов. Суть такой батареи заключалась в использовании не цельных пластин из свинца, а лишь его окисла, объединённого с сурьмой и нанесённого на специальные пластины. Позже, Селлон запатентовал наиболее удачный вид конструкции данной АКБ, внедрив в неё намазанную окислами свинца и сурьмы металлическую решётку, что в итоге:

  • увеличило ёмкость аккумуляторов в несколько раз;
  • усилило коммерческий интерес со стороны компаний к АКБ;
  • и, в целом, совершило некоторый эволюционный скачок в аккумуляторном деле.

В 1970 годов произошла герметизация аккумуляторов, вследствие замены в них стандартных кислотных электролитов, на усовершенствованные газы и гели. В итоге, АКБ стала отчасти герметична

Однако полной герметизации добиться не удалось, так как, в любом случае, при зарядке и разрядке батареи образуются некоторые газы, которые важно выпускать из внутренностей аккумулятора для его же блага. Именно с тех пор герметизированные свинцово-кислотные аккумуляторы стали использоваться в огромнейших масштабах и практически не изменялись, за исключением незначительных усовершенствований электролитов и электродов, используемых в их конструкции

Пагубный образ жизни

Напряжение и плотность в норме, генератор исправен, механических повреждений нет, а батарея через пару недель после проверки всё же помирает — почему? Угробить исправную батарею зачастую помогает специфика езды в современном мегаполисе. Холодный энергозатратный пуск утром, затем — вялая толчея в городских пробках со всеми включенными потребителями (фары, дворники, обогревы стекол и сидений, вентиляция). Вечером всё повторяется. В таком режиме батарея получает от генератора энергии меньше, чем отдает. Тем более что на морозе она не принимает заряд, пока не прогреется, а потому постоянно разряжается, не получая почти ничего взамен. Хуже всего приходится автомобилям с наружным расположением аккумулятора: согреть беднягу некому и негде. Такую батарею, даже если она совсем новая, нужно время от времени снимать с машины и подзаряжать.

Счастливого пути и хорошего заряда!

  • Сколько протянет батарея без подзарядки? Мы поставили эксперимент и вот что выяснили.
  • Если есть возможность не менять аккумулятор, а просто его зарядить, стоит ею воспользоваться. Зарядки аккумулятора, провода прикуривания и другой зимний ассортимент — в нашем магазине.

Когда менять аккумулятор автомобиля

Заменить аккумулятор довольно легко, а вот определить его близкую «смерть» непросто. Порой это знание приходит только с опытом. Попробуем разобраться в признаках, сигнализирующих о необходимости замены АКБ.

Необходимые инструменты

Перед тем, как правильно и безопасно заменить аккумулятор необходимо подготовить следующие инструменты и материалы:

  • Набор гаечных ключей, желательно торцевого исполнения. С их помощью возможно будет открутить крепления в машине.
  • На клеммах зачастую образуется оксидная пленка, которая препятствует нормальному контакту, для ее устранения понадобится наждачная бумага или щетка.
  • Отрезок материала или ветоши при помощи которого можно будет удалить загрязнения с источника питания.
  • Электролит аккумулятора содержит опасное вещество серную кислоту, при попадании на кожу или слизистую может вызывать сильный ожог. Для того чтобы избежать повреждений необходимо иметь перчатки.
  • При снятии батареи могут возникнуть проблемы с креплением, чтобы их избежать следует подготовить аэрозоль WD Средство поможет растворить проявления коррозии.

Факторы сдерживания процесса

Далеко не всегда мероприятия по замене электролита дают положительный эффект. Известно множество случаев, когда замена раствора приносит только вред устройству.

При нормальных условиях эксплуатации внезапно не прекращает работать ни одна АКБ. Первые признаки недомоганий проявляются постепенно. Когда батарея плохо берёт заряд даже от внешнего устройства, некоторые автовладельцы, в качестве крайней меры, производят замену электролита. Делается это своими силами, либо в мастерской. Многим предпочтительнее самостоятельная замена. Этот процесс всегда сопровождается некоторыми материальными и моральными издержками. Основными из них являются:

Трата средств на приобретение материалов и принадлежностей.
Необходимость строгого соблюдения мер предосторожности.
Низкий уровень вероятности получения положительного результата.
Высокий уровень вероятности выхода из строя рабочей батареи.
Значительные трудозатраты.
Работа в опасных условиях с едкими веществами

Денежные средства необходимы для приобретения свежего электролита, дистиллированной воды, ареометра и других специфических приспособлений

При неосторожном обращении с растворами, можно получить химические ожоги слизистых оболочек носоглотки, глаз, кожного покрова, внутренних органов. Попадание едкого вещества на обычную одежду или обувь неминуемо её испортит

Самостоятельная замена электролита у АКБ ёмкостью 55 ампер-часов обойдётся владельцу не менее чем в 1500-2000 рублей. Покупка спецодежды и средств защиты приведёт к ещё большему удорожанию процесса. При этом результат может оказаться в лучшем случае нулевым, в худшем — лишит устройство остатков работоспособности. Затраченные средства и время окажутся бесполезными.

Неквалифицированная замена с большой долей вероятности приведёт к полному выводу из строя рабочей АКБ. При неаккуратном обращении с устройством, применении тряски и переворачивания в ходе промывки, выпавший на дно банок шлам, может замкнуть пластины между собой накоротко. После этого ток саморазряда увеличится до недопустимого значения. Такая батарея работать больше не будет. Даже одна нерабочая банка не даст нормально функционировать всей батарее.

Как соединить батарейки чтобы увеличить суммарную емкость?

          Для достижения поставленной цели по увеличению технических характеристик источника питания при работе прибора либо устройства есть варианты различного соединения элементов электрической цепи.

            Существует два метода или схемы подключения:

  1. Последовательное соединение.
  2. Параллельное соединение.

            Емкость батареи при последовательном и параллельном соединении будет разная. Первый способ даст увеличение только суммарного напряжения, а второй — увеличит суммарную C б во столько раз, сколько будет взято элементов в схеме:

C = C1 + C2

            Прежде чем приступить к эксперименту, нужно взять два аккумуляторных источника питания с одинаковой степенью износа и зарядки, два диода. Для параллельного соединения минусы батарей нужно соединить вместе, а плюс одной к аноду одного диода, плюс другой к аноду другого. Катоды диодов также надо соединить между собой. Включить нагрузку минусом в точку соединения отрицательных клемм элементов, плюсом в месте соединения диодных катодов. Такая схема соединения увеличит C б в два раза. Собирать такую цепь без диодов нельзя, т. к. элементы питания разрядятся один через другого.

Что негативно влияет на ресурс АКБ

Как вы уже поняли, автомобильный аккумулятор выпускается производителем, который указывает примерный расчётный срок службы батареи.

На практике этот период не так часто совпадает с реальным.

То, как часто нужно будет менять на своём автомобиле очередной аккумулятор, зависит от количества и интенсивности влияния негативных факторов. Именно они приводят к тому, что ресурс АКБ заканчивается раньше предусмотренного изготовителем периода.

К числу таких факторов можно отнести следующие.

Климат. Срок службы будет смещаться в сторону уменьшения, если автомобиль, как и аккумулятор под его капотом, эксплуатируется при экстремальных климатических условиях. Речь идёт не только о низких температурах, когда столбик опускается ниже -10-15 градусов Цельсия. Также негативно на АКБ влияет и сильная жара. Интенсивный нагрев приводит к закипанию электролита, повышается концентрация кислоты, и пластины изнашиваются быстрее. Если температура низкая, тогда плотность электролита падает, начинаются процессы сульфатации.
Механические воздействия. Это вибрации, тряска, резкие удары в корпус АКБ. Из-за всего этого либо происходят явные деформации, либо образуются незначительные микротрещины. Но даже в этом случае начинается процесс повторения коротких замыканий, пластины разрушаются, общий срок службы сокращается в разы.
Электрические проблемы. Самым явным фактором считается ток утечки. Нельзя забывать про ток запуска, короткое замыкание в электроцепи, применение слишком большого числа потребителей, питающихся от АКБ. Если на батарею воздействуют слишком высокие токи запуска, в некоторых случаях даже не исключается разрыв корпуса, взрыв АКБ. Сами понимаете, после такого ни о каком восстановлении речи не идёт.
Место установки. Удивительно, но на ресурс АКБ влияет даже то, где она находится в автомобиле. Если батарея установлена под капотом, что делается чаще всего, она сталкивается с постоянными температурными перепадами. Чем они сильнее, тем быстрее изнашивается аккумулятор. В некоторых случаях ресурс сокращается на 30-50% от расчётного, даже если никаких других проблем в машине нет. Поэтому считается лучше, когда АКБ располагается в багажном отсеке или в салоне. Конструктивно не на всех машинах это можно реализовать.
Генератор. Не так редко генератор работает не совсем корректно и выдаёт слишком высокий ток или напряжение заряда. Нельзя допускать, чтобы это значение превышало отметку в 15 В. Если это произойдёт, тогда АКБ перезарядится, электролит будет выкипать. Обычно такое происходит при неисправном реле-регуляторе напряжения. Либо вышел из строя сам генератор. Прежде чем менять АКБ, обязательно восстановите нормальное питание батареи от генератора. В противном случае новый купленный аккумулятор придётся снова в скором времени менять.
Обслуживание и хранение. Длительное время находиться без подзаряда аккумуляторы не могут. Если напряжение упадёт ниже отметки 8 В, это будет критично. В такой ситуации начинается процесс сульфатации, на пластинах образуется твёрдый белый налёт. Избавиться от него крайне сложно, как и восстановить аккумулятор. АКБ требуют к себе постоянного внимания в виде ухода за клеммами, удаления следов окислов. Желательно использовать диэлектрические смазки. По мере необходимости доливается электролит или просто дистиллированная вода. Обязательно проводятся все регламентные работы по ТО, прописанные производителем.
Клеммы. Если клеммы плохо зафиксированы, это может спровоцировать образование искры. Температура повышается, постепенно, а иногда и резко, неожиданно, аккумулятор разрушается

Важно следить за окислами на клеммах. При их появлении важно понять, почему они образовались, устранить причину, после чего зачистить клеммы и обработать смазкой.

Если следить за состоянием аккумулятора, поддерживать его в состоянии полного заряда, срок службы будет максимально приближен к тому, который обещает производитель.

Есть множество примеров, когда АКБ, рассчитанная на условные 6 лет эксплуатации, без проблем продолжала работать даже через 7-8 лет.

Ещё одним важным условием для обеспечения длительной работы аккумуляторной батареи является её правильный подбор, а также покупка изделий от проверенного, хорошо себя зарекомендовавшего производителя. Будьте внимательными, поскольку на рынке продаётся большое количество подделок АКБ известных брендов.

Самостоятельная замена аккумулятора

Вам нравится возиться самостоятельно, тем более, поменять аккумулятор очень просто. Пишу пошагово.

Для старых автомобилей без электронных систем управления

Для автомобиля без сложной насыщенной электроникой. Приезжаете в магазин, где продают аккумуляторы, с менеджером обсуждаете и выбираете подходящий вам аккумулятор.

Открываете капот, вынув перед этим ключ из замка зажигания. Вам понадобится рожковый ключ на 10 для откручивания клемм и еще ключ для снятия крепежа с самого аккумулятора, это может быть ключ на 12-13. Оденьте перчатки для защиты кожи от грязи и продуктов окисления. Ключом на 10 ослабьте затяжку гайки стяжного болта наконечника провода. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумулятора.

Точно так же поступите со вторым проводом, который крепится к клемме «плюс», предварительно сняв с него защитный чехол. Аккумуляторы могут быть прикреплены в нижней части к полке прижимной пластиной. Откручиваете болт и снимаете пластину.

Вынимаете старую аккумуляторную батарею. Ставите новый аккумулятор, и все снятые детали возвращаете на место в обратном порядке. Перед установкой проводов обработайте их наконечники. Есть специальные спреи для защиты клемм любой фирмы, занимающейся авто химией. Если сильно окислены, то очистите механически щеточкой.

Сначала подсоедините провод к клемме «плюс», а затем — к клемме «минус» и покройте любой смазкой. Садитесь за руль и заводите свое авто. Старый аккумулятор сдаете в утиль.

Для современных автомобилей с бортовой электроникой

Так, теперь те же действия для автомобилей, насыщенных электроникой. Ничего сложного, то же самое, но перед тем, как снять клеммы со своего старого аккумулятора, подключаете к клеммам внешний источник питания. Им может стать любая аккумуляторная батарея с аналогичным напряжением, либо специальное устройство, подключаемое, как правило, в гнездо прикуривателя.

Дополнительную батарею при помощи пары проводов подключаете параллельно («минус» — к «минусу», а «плюс» — к «плюсу»), после чего производите (в указанном в начале заметки порядке) замену аккумуляторной батареи.

Таким образом, потратив всего несколько минут, вы сохраните настройки всех систем в исходном состоянии, и автомобиль будет полностью готов к эксплуатации непосредственно после установки соответствующих клемм на выводы новой батареи. 

Ну что, разве сложно? Теперь и вы знаете, как сделать замену аккумулятора на своем автомобиле)).

Характеристики автомобиля Отзывы собственников Поломки двигателя Поломки датчиков Признаки поломки Сгорел предохранитель Система зажигания Сгорела лампочка Причины выхода из строя

Установка аккумулятора в автомобиль

По окончанию манипуляций со снятием старой батареи производится установка аккумулятора нового. Место установки рекомендуется осмотреть на наличие исправного крепления, а также следует удалить остатки грязи и мусора, протереть куском ветоши. Внутренние поверхности клемм необходимо почистить при помощи наждачной бумаги, при этом в некоторых случаях следует провести смазку специальным составом. Выводы источника питания перед тем как подключить очищаются при помощи металлической щетки.

Затем необходимо установит и закрепить новый аккумулятор в машине. Для подключения к бортовой сети следует плюсовой провод присоединить первым, а затем отрицательный. Производители рекомендуют применять литиумную смазку для того, чтобы избежать образования окислов.

Необходимо при установке проверить напряжение, если оно недостаточное рекомендуется провести восстановление при помощи зарядного устройства

Определение полярности

Очень важно не ошибиться с полярностью, когда проводится подключение аккумулятора. В каждой инструкции к автомобильной технике присутствует схема подключения

Не соблюдение полярности может привести к короткому замыканию и выходу из строя бортового компьютера.

В настоящее время различают два метода маркировки полярности:

  • Прямой. В таком случае положительный вывод располагают с левой стороны, а отрицательный с правой.
  • Обратная. В такой конструкции минус располагают слева, а плюс справа.

Однако не всегда на источниках питания присутствует маркировка полярности. В таком случает определить правильное расположение выводов можно следующими способами:

  • Произвести замер диаметра проводов, всегда положительный провод изготавливается немного больше, чем отрицательный.
  • Разрезав одну картофелину пополам на расстояние 10 мм друг от друга втыкаются провода. Через некоторое время вокруг положительного вывода образуется зеленые круги.
  • В стакан наливается обычная вода из крана, в нее опускаются два вывода от аккумулятора. Через некоторое время на отрицательном выводе начнет образовываться газ.

Последовательность подключения клемм

Как правильно подключить аккумулятор можно уточнить в инструкции по эксплуатации автомобильной техники. Обычно делается все в обратном порядке по сравнению со снятием аккумулятора. Такое поможет избежать возникновение неисправности.

Просто накинуть клеммы недостаточно, следует затянуть их при помощи гаечных ключей, причем необходимо рассчитывать усилия иначе можно повредить клеммы.

Как заряжать новый аккумулятор автомобиля

Для зарядки можно использовать любое зарядное устройство, которое подходит для вашего аккумулятора. Режим зарядки может быть с постоянным напряжением или током. О процессе зарядки АКБ вы можете подробно прочитать в статье «Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством».

Зарядное устройство для аккумулятора

Новый аккумулятор разряжен немного

В случае если новый аккумулятор «сел» не сильно (до напряжения 12 вольт), то можно его просто подзарядить. Для этого поставьте АКБ на зарядку с постоянным напряжением. На большинстве зарядных устройств подобный режим называется «автомат». В этом режиме напряжение на выводы аккумулятора подаётся постоянное (15─16 вольт), а ток по мере зарядки уменьшается. Когда он падает до 200 мА (примерный ток саморазряда), зарядка останавливается. Такой режим удобен тем, что все происходит в автоматическом режиме, и вам не нужно следить за процессом. После зарядки новая аккумуляторная батарея готова к эксплуатации.

Новый аккумулятор сильно разряжен

Если новый аккумулятор разряжен сильно (напряжение 11─12 вольт), то лучше выбрать вариант зарядки с постоянным током. Хотя в этом случае, ещё следует подумать, а стоит ли покупать АКБ с таким сильным разрядом. Ведь если он хранился в таком состоянии, то его состояние оставляет желать лучшего. Но если по каким-то причинам у вас всё же оказался сильно разряженный новый аккумулятор, то заряжайте его следующим образом. Установите ток 0,1С (С номинальная ёмкость аккумуляторной батареи) и заряжайте АКБ до напряжения на выводах до 14,4 вольта. Затем ток снижаете до 0,05С и так заряжаете до напряжения 15 вольт. После этого ток снижаете ещё в два раза. Далее контролируете напряжение каждый час. Если оно не меняется, а электролит активно «кипит», процесс зарядки завершён. Если сильно кипит аккумулятор, идёт гидролиз воды, выделение водорода и понижение уровня электролита. Поэтому в таком состоянии АКБ лучше долго не держать.

Контрольно─тренировочный цикл

Новый автомобильный аккумулятор после покупки можно «потренировать». То есть, провести пару циклом заряд-разряд. В этом случае новый аккумулятор как бы «разработается» и наберёт свою номинальную ёмкость. Но это полезно не для всех АКБ.

Подробнее о контрольно─тренировочном цикле читайте по указанной ссылке. Для проведения КТЦ можно использовать многофункциональные зарядные устройства с возможностью разрядки. Если такого не имеется, то для зарядки аккумулятора используйте обычное ЗУ, а разряжайте АКБ при помощи обычных автомобильных лампочек на 12 вольт.

Кстати, при проведении контрольно─тренировочного цикла вы можете узнать реальную ёмкость своей батареи. Для этого нужно мультиметром или амперметром измерить ток разряда (на продвинутых ЗУ его можно выставить вручную), а затем измерить время разрядки до напряжения 10,8 вольта. Перемножив ток на время, вы получите реальную ёмкость своего нового автомобильного аккумулятора в ампер-часах.

Рекомендуем также прочитать материал о том, как проводить самостоятельное обслуживание автомобильных аккумуляторов.

Аккумуляторы автомобильные купить в Киеве, Украине. далее.

Мы открыли еще один пункт для самовывоза в Киеве. далее.

Аккумуляторы. Установка аккумулятора на автомобиль. далее.

Какой аккумулятор лучше для автомобиля в режиме такси. далее.

Заряжать или не заряжать новый аккумулятор перед установкой в автомобиль.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Master Plus
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: