Какие причины могут быть?
Причинами эффекта могут стать различные обстоятельства. На современных автомашинах распредвал размещают вверху. Толкатели (своеобразные стержни) перемещают клапаны. Между этими компонентами присутствует пространство, при уменьшении которого проявляется звон и металлическое постукивание. Когда систематически заправляют авто некачественным топливом, на моторе возникает детонация. Если стук происходит при разгоне транспортного средства, масляного давления становится не достаточным на высоких частотах. Иногда ремень узла растягивается, установить его могут не четко. Клапана могут стучать, когда «движок» холодный.
Осуществляя диагностику компонентов, оцениваем температуру агрегата – здесь могут «объявиться» прочие нюансы. Когда шум деталей происходит на холодной установке, клапана, скорее всего, сузились (свойство металлов). Получается небольшое пространство на участке толкателей и клапанов. С прогревом двигателя параметры восстанавливаются, достигая заводских настроек. Поэтому, зазоры между изделиями не всегда соответствуют норме.
Возможен шум клапанов на функционирующем, горячем «движке». Значит, не четко прикручен болт на распределительном валу к постели. Может, в бачке не хватает масляной жидкости, фильтр загрязнился. Даже гидрокомпенсаторы могут издавать подобные шумы.
Звонкий стук в любых условиях
Если вы слышите отчетливые звуки в верхней части мотора при любых нагрузках, при этом даже на холостых оборотах, то проблемой являются клапана. Тональность звука может меняться в зависимости от работы двигателя. Причиной этого является естественный износ клапанов. В некоторых случаях достаточно только выполнить качественную регулировку. Если износ слишком большой, без замены не обойтись.
На определенных моторах к стуку приводит контакт клапанов с поршнем. Это происходит из-за того, что ремень ГРМ сбился на один или несколько делений. Рекомендуем проверить его натяжку и правильность расположения. Делается это по специальным меткам. Будьте осторожны, так как в итоге эта проблема может привести к полному разрушению клапанов или повреждениям в цилиндре.
Стук после разогрева двигателя
Если стучит горячий двигатель — это говорит о уже существующем нарушении конструкции механизма двигателя, при котором эксплуатация двигателя категорически запрещена. В противном случае двигатель может получить такие повреждения, при котором его ремонт будет невозможен, либо связан с колоссальными материальными затратами.
Стуки на горячую могут сигнализировать: о появившихся трещинах в деталях цилиндропоршневой группы, (поршне, шатуне поршневых пальцах); о нарушениях подшипников скольжения коренных и шатунных шеек коленчатого вала, где вкладыш может провернуть о лишить опору смазки.
Периодичность стука в соответствии с частотой работы силовой установки сигнализирует о поломке непосредственно в механизме цилиндропоршневой группы или кривошипно-шатунного механизма. Глухой звук исходящий из глубины блока двигателя говорит о нарушениях подшипников скольжения коленчатого вала. Более звонкий стук исходящий выше сигнализирует о нарушениях в работе поршня. Такие неполадки сопровождаются резким повышением температуры двигателя и скачками давления в системе смазки. Более явное проявление стуков при увеличении оборотов двигателя красноречиво подтверждает неисправную работу силового агрегата, где увеличением нагрузки сила в амплитуде биения в недопустимо увеличенных зазорах сочленений механизма увеличивается кратно.
Последствия стука в моторе
Единственным правильным действием, в такой ситуации, будет мгновенная остановка работы мотора и эвакуация техники к специалистам для проведения диагностики и ремонта.
Почему стучит дизель
Дизельный мотор работает шумнее бензинового. На холостых оборотах он мерно, деловито постукивает — это здоровый дизельный звук, так и должно быть. Жесткий рабочий цикл мотора — основа экономичности и завидной тяги. По этой же причине дизель — двигатель повышенной вибрации. Она способствует раскручиванию крепежа, а плохо закрепленные детали становятся источниками стуков. Поэтому при сборке мотора необходимо строго придерживаться заводской технологии.
При неправильной установке угла опережения впрыска работа двигателя становится еще более жесткой, мотор теряет тягу и экономичность. При зависании иглы форсунки физический угол опережения впрыска вырастает: раздается очень сильный стук, а из трубы валит черный дым.
Силовой агрегат стучит при разгоне или на нагрузке
Раннее зажигание или детонация топлива – наиболее частая причина звонкого стука мотора на высоких оборотах при разгоне или при работе на нагрузке. Раннее воспламенение топлива нарушает работу цилиндров и вызывает частый звонкий стук.
На автомобилях с датчиком детонации идентифицировать проблему раннего зажигания можно по загоревшемуся индикатору «Check Engine». Если же на вашем авто нет бортового компьютера, то опытный моторист без труда определит эту проблему по характерному звуку.
Детонацию двигателя нередко вызывает некачественное топливо или использование бензина с несоответствующим октановым числом. Причиной появления раннего зажигания могут стать и загрязненные форсунки, износ клапанных колец, нерабочий датчик детонации. Точно установить причину можно только после диагностики в автосервисе.
Звонкий и высокий металлический стук в блоке цилиндров во время нажатия на педаль газа при разгоне может вызываться поршневыми пальцами. Его отчетливо слышно во время перегазовки, а также в момент сброса газа.
Фазовращатели
Они могут устанавливаться на машину с цепным и ременным механизмом. Внутри фазовращателя есть как бы две движущиеся части, одна прикрепляется к распределительному валу, другая входит в зацепление с ремнем или цепью. При подаче масла, они могут смещаться друг против друга (подробно я сейчас не буду рассказывать, все же у меня про это уже есть статья).
Между камерами есть специальные перегородки, которые контролируют давление масла в камерах. Со временем могут изнашиваться как эти перегородки, так и стенки фазовращателя. И может проявляться стук, похожий на треск. Происходит он с верхней части двигателя
Как определить, откуда раздается стук в двигателе
Чтобы начать ремонт автомобиля, необходимо определить характер стука, его мощность, место локализации и тональность. Для этого используют специальный прибор – стетоскоп. Если же вы хотите самостоятельно заняться диагностикой и ремонтом, а такого данного приспособления нет в наличии, то можно сделать его самостоятельно. Для этого необходимо взять металлическую банку и припаять её к стальному пруту. Дно банки будет хорошей мембраной. Для того, чтобы определить место, откуда раздается стук в двигателе необходимо прут прикладывать к различным деталям двигателя, а банку нужно плотно приложить к уху.
Важно помнить, что в каждой машине может быть при разной тональности звука одинаковая поломка, поэтому нельзя привязываться только к тональности. Так, при полной диагностике нужно определить такие характеристики звука:
- постоянность;
- частоту;
- периодичность;
- интенсивность.
Необходимо учитывать то, что на горячую и на холодную машину, стук может быть разным. Так, если автомобиль прогретый, то масло становиться реже и тогда частота ударов может быть намного больше, чем тогда, когда автомобиль холодный. Поэтому, при диагностике нужно учитывать давление двигателя. Стук может быть то интенсивнее, то медленнее. Это могут выйти из строя такие детали:
- Поршень может застучать в цилиндре.
- Поломка поршневых пальчиков.
- В головке блока может застучать распределительный вал.
- Находящийся в цилиндричном блоке коленвал.
- Клапан, коромысло или ось клапанного механизма.
- Клапан и его направляющая.
Поломки этих запчастей могут привести к столь неприятным звукам в двигателе.
Похожая статья — Почему не работает печка в машине
Диагностика причины звука
Если возникла такая проблема, что двигатель стучит, как уже сказано в первую очередь важно определить характер стука, а также место его возникновения. Часть из причин можно диагностировать, не разбирая силовую установку
Часть из причин можно диагностировать, не разбирая силовую установку.
Так, более точно определить место возникновения шума позволит специальный прибор – технический фонендоскоп.
При помощи его прослушивается двигатель и определяется, в каком механизме или системе возникли неисправности.
Также можно воспользоваться более совершенным оборудованием, к примеру, мотор-тестером.
Определить разрушение вкладыша шатуна позволит простая процедура.
Выполняется она так: на запущенном двигателе, когда появился звонкий стук, поочередно на каждом цилиндре со свечи снимается провод высокого напряжения.
Если неисправность кроется во вкладыше шатуна, то при отсоединении провода на цилиндре, в котором есть проблема, стук значительно уменьшится.
При появившемся шуме, когда есть подозрение на разрушение подшипника какого-либо навесного оборудования, можно определить, с каким оборудованием проблемы путем отсоединения их привода от бортовой сети.
Если после этого звук пропадает, неисправное оборудование заменяется или отправляется в ремонт.
Стуки в верхней части двигателя.
Диагностируются они последовательно. Для начала проверяется состояние элементов ГБЦ, их крепление.
Затем производится регулировка клапанов или промывка гидрокомпенсаторов. Попутно проверяется уровень и состояние масла.
Дальше уже головка снимается с двигателя и проводится полный комплекс восстановительных работ.
Средняя и нижняя часть двигателя.
Точное определение причины стука в нижней части мотора возможно только после разборки двигателя.
Поскольку сильный износ цилиндропоршневой группы тоже служит причиной появления нежелательного звука, поэтому при возникновении стука в средней части, оценить состояние данной группы можно путем замера компрессии.
Если стук вызван детонацией, определить ее наличие можно по поведению силовой установки.
Если она после принудительной остановки продолжает некоторое время работать, в цилиндрах присутствует детонация.
Дизельные силовые установки.
Диагностика в этих двигателях производится идентично описанным, а вот топливную систему у них продиагностировать можно только после снятия ее элементов и только на специальных стендах.
Проблемы дизельных двигателей Рено
Не слишком высокой надежностью отличаются четырехцилиндровые дизели DCi объемом 1,5/ 1,9/ 2,2 л, выпускавшиеся с 2001 по 2009 год. Основная беда этих силовых агрегатов – возникающие стуки в кривошипно-шатунном механизме. Эти моторы нельзя перегревать и сильно перегружать, необходимо своевременно менять моторное масло. Наиболее слабым считается ДВС K9K 1,5 л, на нем может провернуть шатунные вкладыши уже на пробеге 130-150 тыс. км.
Рекомендуем: Профессиональная помощь при выборе машины на вторичном авторынке Москвы
Необходимо отметить, что бензиновые движки гораздо надежнее – кривошипно-шатунный механизм беспроблемный, и коленчатый вал выходит из строя на них только при масляном голодании или при использовании некачественного моторного масла.
Причины стука со стороны колес автомобиля
Система подвески автомобиля предназначена для минимизации трения колес с дорожным покрытием и обеспечения комфорта во время поездки для водителя и пассажиров. Компоненты, которые чаще всего становятся причиной лязга или стука, необязательно являются частью подвески, ведь в некоторых случаях речь может идти о деталях усилителя рулевого механизма автомобиля. При возникновении проблем с системой подвески или рулевого управления нужно обратиться к механику, поскольку подобная ситуация со временем только усугубится.
Основные причины
1. Повреждение шаровых шарниров При помощи шаровых шарниров ступицы колес крепятся к другим компонентам подвески. Каждое колесо может быть оснащено одним или двумя шаровыми шарнирами, что зависит от модели автомобиля. Кроме того, они могут быть двух типов – несущими или не несущими нагрузку.
Когда шаровой шарнир начинает приходить в неисправность, от передних колес может доноситься лязгающий звук, громкость и частота подачи которого со временем усиливаются. Повреждение шарового шарнира может отобразиться на рулевом управлении в виде вибрирования руля.
2. Повреждение стабилизатора поперечной устойчивости Стабилизатор поперечной устойчивости подвески автомобиля помогает уменьшить крен кузова при прохождении поворотов. Также он предотвращает опрокидывание автомобиля при резком развороте. Вышедший из строя или поврежденный стабилизатор может издавать лязгающий звук или стучать, что особенно заметно при движении по неровностям дороги. При чрезмерном износе стабилизатора вы можете заметить, что рулевое управление стало существенно сложнее. 3. Повреждение поперечной рулевой тяги Поперечная рулевая тяга соединяет рулевую рейку с рулевой сошкой, благодаря чему обеспечивается передача усилия от руля на колеса автомобиля. Повреждение, износ и ослабление наконечников рулевой тяги также относятся к вероятным причинам возникновения лязгающего звука. Износ наконечников рулевой тяги опасен увеличением люфта руля, что делает выполнение поворотов непредсказуемым.
Процедуры ремонтных работ
Предоставив механику максимум информации (например, рассказав не только о доносящемся лязге и стуке, но и о своих ощущениях во время управления автомобилем), вы поможете ему правильно диагностировать проблему.
Выявление неисправностей начинается с поднятия передней части автомобиля для отрыва передних колес от земли и их проверки на наличие люфта. Если механик обнаруживает люфт, это говорит о повреждении шаровых шарниров. Для получения доступа к ним необходимо снять колесо и рычаг (-и) управления. После этого механик заменит старый шаровой шарнир
Важно, чтобы новый шарнир был должным образом смазан, что обеспечит его долгий срок его службы
Если механик считает, что причина кроется в стабилизаторе поперечной устойчивости, он приступит к проверке втулок стабилизатора. Если втулки пришли в негодность, они могут провоцировать подачу лязгающего звука. В этом случае механик прибегнет к замене втулок и стабилизатора поперечной устойчивости.
Подозревая выход из строя рулевой тяги, механик проверит ее на наличие признаков повреждений. При износе или ослаблении наконечника рулевой тяги механику придется его снять и установить новый. После этого он должен убедиться, что на новый наконечник нанесена смазка.
После выполнения любых указанных ремонтных работ механик в обязательном порядке должен проверить характеристики управляемости автомобиля. Для этого он попросит выполнить пробную поездку на нем.
Важность ремонта Повреждение компонентов подвески или рулевого механизма с течением времени только усугубится. Заметив изменения в поведении автомобиля или услышав нехарактерные для его нормальной работы звуки (лязг, стук), не откладывайте обращение к механику
Неисправность подвески или системы рулевого управления влечет за собой другие проблемы – например, преждевременный износ шин. Своевременный ремонт обеспечит более длительный срок эксплуатации автомобиля.
Как самостоятельно определить стук в двигателе
Стук в двигатели — это проблема, которая может помешать выполнить важные работы, в том числе и автоперевозки. Компания PEGAS организует автоперевозки грузов под ключ. Ваши товары и грузы не только доставят из точки А в точку Б, но и продумают всю логистику и временные сроки. На рынке Европы, России, Китая, Узбекистана, Таджикистана, Казахстану специалисты компании работает от двери до двери.
Конечно, выявить неисправность без определенного опыта не получится, но если соблюдать несколько простых советов, можно узнать, где раздается стук. Это позволяет сузить круг вероятных поломок, а зачастую даже определить, что именно вызвало неполадку. Помните несколько простых рекомендаций:
Всегда слушайте звук двигателя. Это позволит выявить проблему на ранней стадии, что нередко позволяет избежать масштабных поломок и упростить ремонтные работы
Обращайте внимание на любые отклонения, так как посторонние звуки не появляются просто так.
Убедитесь, что шум исходит именно от силового агрегата
Для этого выжмите сцепление и поставьте машину на нейтральную передачу, чтобы разомкнуть привод в коробке
Затем откройте капот и послушайте, откуда исходит стук.
Важно понимать, когда возникают проблемы – на горячую, на холостых оборотах либо под нагрузкой. Нередко бывает, что постукивает холодный мотор, но по мере нагревания посторонние звуки исчезают.
Чтобы точно определить, откуда исходит стук, купите автомобильный стетоскоп
Он стоит недорого и позволяет проводить очень качественную диагностику. Собрать самодельное устройство из металлического прута и банки, как советуют многие, намного сложнее, чем купить готовый. Он пригодится и в дальнейшем, ведь с его помощью можно не только найти источник стука, но и диагностировать вышедший из строя ролик или подшипник.
Возможные причины стука ДВС
Стоит отметить, что стук может прогрессировать не одинаково, то есть быстро или медленно усиливаться в процессе эксплуатации. В списке основных элементов ЦПГ, ГРМ и КШМ, которые могут стучать, отмечены:
- стук поршня в цилиндре;
- стучат поршневые пальцы;
- стучит распределительный вал в головке блока;
- стук коленвала в блоке цилиндров;
- коромысло и ось клапанного механизма;
- клапан и направляющая клапана;
- клапан и ГБЦ;
В случае износа двух деталей ГРМ, которые изготовлены из твердого материала, двигатель может одинаково стучать долгий период времени. Если произошел износ мягких элементов, которые работают в паре с деталями из более твердого материала (коренной, шатунный вкладыш, подшипники распредвала), тогда посторонний звук будет быстро усиливаться. Далее мы рассмотрим наиболее опасные стуки двигателя.
Стучат поршни
Звук стучащего поршня в цилиндрах локализуется в блоке цилиндров, отличается глуховатым тоном (напоминает звук постукивания по глиняной посуде), а также может сопровождаться щелчками. Наиболее часто проявляется на холодную, а также на малых оборотах и при резком сбросе газа в движении. После прогрева стук поршней на холодном двигателе пропадает, так как происходит температурное расширение поршня. Обычно поршень стучит при появлении зазора около 0.3 — 0.4 мм.
Стук поршневых пальцев
Поршневые пальцы стучат звонко и высоко по тону, стук явно металлический. Отчетливо прослушивается во время перегазовки, а также в момент сброса газа или нажатия на акселератор для ускорения. Зоной локализации является блок цилиндров. Обычно появляются при наличии зазора около 0.1 мм.
Дополнительно диагностируется неисправность путем выкручивания свечи зажигания. Со снятой свечей процесс сгорания топлива в цилиндре не происходит, что означает отсутствие нагрузок на поршень.
Добавим, что подобный стук также возникает в результате использования неподходящего для данного типа двигателя топлива (детонация), а также при значительной нагрузке на мотор при низких оборотах коленвала (движение в гору на повышенной передаче).
Стук коренных подшипников (вкладышей) коленвала
Такой стук возникает в результате износа, который появляется на вкладышах коленчатого вала. По звучанию стук металлический, немного приглушенный, локализован в области картера двигателя. Отчетливо прослушивается на низких оборотах прогретого мотора (слабое давление моторного масла), при резком поднятии оборотов и сбросе газа. Зазоры увеличиваются между шейкой и вкладышем, составляя около 0.1-0.2 мм. При падении давления смазки до критически низких показателей стук будет звонким на всех режимах.
Необходимо отметить, что резко начать стучать коленвал может также по причине использования моторного масла низкого качества или такого смазочного материала, который не соответствует допускам производителя для данного типа ДВС. В этом случае масло нужно незамедлительно сменить, а перед заменой система смазки требует промывки.
Стучат вкладыши шатунов
Если стучат шатунные вкладыши, тогда звук похож на аналогичную неисправность коренных подшипников, но прослушивается более отчетливо. Появление такого стука с резко возрастающей интенсивностью в моменты смены оборотов коленвала указывает на необходимость срочного ремонта. Эксплуатировать двигатель с таким стуком запрещается, так как мотор, выражаясь простым языком, рискует «словить клин».
Стук в двигателе на горячую
На оборотах стук двигателя чаще всего вызван критическим изменением величины зазоров между рабочими элементами мотора. Основные причины постороннего звука в горячем двигателе:
- недостаточность количества масла — трущиеся пары работают насухую и быстрее изнашиваются;
- коленвал со вкладышами — мягкие шатунные и коренные вкладыши быстро истираются, что приводит к их проворотам и стуку;
- клапаны двигателя издают стук вследствие износа рокера или забитого канала подачи масла на распределительный вал;
- гидрокомпенсатор стучит на фоне недостатка масла или слишком низкого его давления;
- фазовращатели — после 150-200 тыс. км пробега в цепном и ременном типе приводов начинается процесс коксования масляных клапанов и естественный износ внутренних частей;
- стенки цилиндров и поршни меняют геометрию по мере износа, что приводит к повреждениям поршневых пальцев и колец;
- подшипники коленвала — помимо естественного износа может стучать на фоне неправильной установки во время ремонта;
- детонация — резкое воспламенение топлива обеспечивает глухой звук взрыва в цилиндре, о ее причинах сказано ранее.
Интересно! Ниссан Патфайндер 2022 года — обзор нового кузова, комплектации и цены
Определение дефектов в двигателе
Если в движке появились серьезные стуки (в поршневой группе, КШМ) мотор необходимо снимать и проводить дефектовку. Для определения причины неисправности разбирается весь ДВС, снимается:
- головка блока цилиндров с распредвалами;
- поддон (масляный картер);
- шкив коленвала;
- сцепление с маховиком;
- поршни с шатунами;
- коленвал.
Во время дефектовки осматриваются гильзы цилиндров – в них не должно быть задиров, выработки, овальности. Допустимым считается зазор между поршнем и гильзой не более 0,15 мм, замер производится щупом для регулировки клапанов, при этом поршневые кольца с поршня снимаются.
Замер опор распредвала и шеек коленчатого вала обязательно производится с помощью микрометра, и если кто-то пытается проверить состояние валов с помощью штангенциркуля, то это – пустая затея. Коленвал должен иметь изношенность всех опор не более 0,03-0,04 мм, и если шейки к/в имеют меньший диаметр, то вал необходимо шлифовать. Обычно шлифуют коленвал в «круг», то есть под ремонтные размеры подгоняются все опоры – коренные и шатунные. В некоторых случаях допускается шлифовка только коренных шеек, если шатунные опоры в идеальном состоянии.
Распредвал должен иметь изношенность опор от номинального размера не более 0,05 мм, если выработка больше, то вал необходимо поменять – из-за износа опорных шеек будет ниже давление в системе смазки, также из-за слабины может появиться стук в двигателе. Следует внимательно осмотреть и кулачки р/вала – они должны быть ровными, без задиров.
При капитальном ремонте в обязательном порядке подлежат замене детали:
- сальники и прокладки;
- маслосъемные колпачки;
- натяжные ролики, ремень (цепь) ГРМ вместе с башмаками и успокоителями;
- вкладыши по кругу;
- поршневые кольца/ пальцы и поршни.
Если ДВС имеет солидный пробег, в обязательном порядке следует также заменить и масляный насос – сколько еще прослужит деталь бу, неизвестно, а от давления в масляной системе напрямую зависит ресурс силового агрегата.
Если водяная помпа имеет большой пробег, при капремонте ее тоже следует поменять, особенно важно произвести ее замену на моторах с ременным приводом ГРМ. Все дело в том, что на многих ДВС ремень ГРМ приводит в движение не только р/валы, но и водяной насос, и при заклинивании помпы рвется ремень со всеми очень неприятными вытекающими последствиями
И ремонт сложных моторов всегда необходимо доверять специалистам, не стоит надеяться на собственные силы при недостаточной квалификации.
Появление посторонних шумов, скрипов и стуков закономерно возникает в процессе износа силового агрегата и других узлов автомобиля. Одним из наиболее тревожных симптомов является стук в двигателе, который может иметь различную тональность (звонкий, металлический и т.д.), быть явным или приглушенным, проявляться только на холодную или горячую, присутствовать постоянно или исчезать.
Двигатель начинает стучать по разным причинам. ДВС представляет собой агрегат, который подвержен серьезным механическим и температурным нагрузкам. Более того, указанные нагрузки не равномерны, возникают с определенной периодичностью и зависят от той частоты, с которой в определенный момент вращается коленвал. Стучать мотор зачастую начинает в следующих случаях:
- произошел естественный износ силового агрегата;
- грубо нарушены правила эксплуатации;
- осуществлен непрофессиональный ремонт двигателя или произведена установка некачественных запчастей;
Читайте в этой статье
На холостых оборотах
Обычно на холостом ходу при малых оборотах прослушиваются легкие стуки работы клапанов. На восьми клапанных двигателях более выражен, чем на шестнадцати клапанных, несмотря на их увеличенное количество в два раза. Это объясняется двумя причинами: во-первых, тепловые зазоры регулируются гидрокомпенсаторами, во-вторых, с увеличением количества клапанов, число колебаний амплитуд также увеличивается и в совокупности звуковые волны смешиваясь образуют шумовой эффект, а не отдельные звуки.
На многих восьми клапанных двигателях тепловой зазор регулируется в «ручную». И в случае установки теплового зазора выше предельной нормы, установленной производителем, клапанный механизм начнет стучать во время работы двигателя, особенно выразительным звук будет на холодном двигателе в верхней его части. Большой зазор скажется также и на изменении фазы впрыска топливной смеси, так как газораспределительный механизм ДВС начнет работать с некоторым запаздыванием, как в открытии клапанов, так и в их закрытии.
В случае работы двигателя на холостом ходу без прослушиваемых легких стуков, можно сделать безошибочный вывод о сильно уменьшенные тепловые зазоры клапанов. При таких зазорах падает динамическая компрессия двигателя, возникают неплотности в паре седло-клапан и возможен прогар кромок тарелок клапанов. При этом, снижается динамическая характеристика двигателя и повышается расход топлива.
Необходимо отметить, что чаще всего явно выраженные шумы прослушиваются на малых оборотах коленчатого вала, т.е. на холостом ходу. Стук шатунов также хорошо выражен в нижней части блока цилиндров, если даже не использовать стетоскоп. Шатунный стук может появиться из-за износа вкладышей и это может сопровождаться миганием аварийной лампочки давления масла. Чрезмерно сильный шум шатунов опасен тем, что если, например, после ремонта не произвели нормированную затяжку болтов крышки шатуна, то она может отсоединиться и шатун, отскочив от шейки коленчатого вала может стучать о стенку блока и в конечном итоге пробить ее. В народе такую техническую аварию называют «шатун показал кулак».
На форсунках, в режиме холостого хода прослушиваются звуки от работы клапанного механизма, в виде стержня-иглы, запирающая и открывающая путь впрыску топлива. Стуки форсунок своеобразны и в зависимости от частоты срабатывания иглы напоминают больше треск. На больших оборотах коленчатого вала, частота следования импульсов увеличивается и звук практически уже не слышен на общем фоне.
Очень сильное давление масла
Это чаще бывает на ВАЗ от 08 и до 10 на наших перднеприводных Жигулях, фильтр раздувает, выбивает уплотнительную резинку из под масляного фильтра или он взрывается.
Это происходит из-за того что клинет редукционный клапан.
Детали масляного насоса ВАЗ 08-09: 1 — передний сальник коленчатого вала; 2 — крышка насоса; 3 — резиновое уплотнительное кольцо; 4 — маслоприемник; 5 — корпус насоса; 6 — ведомая шестерня; 7 — ведущая шестерня; 8 — редукционный клапан 9 — пружина редукционного клапана; 10 — пробка; 11 — уплотнительное кольцо
Починить можно так, снимите крышку защиты ремня ГРМ и снимите сам ремень ГРМ но не полностью а только со шкива распредвала, открутите пробку что держит пружину и клапан, вытащите пружину, вставьте в клапан тоненьки бородок не толще пружины и ударьте несколько раз молотком, после этого клапан обычно выходит из клина и его можно вытянуть проволочкой цепляя изнутри. Совет такой замените этот клапан простым шариком от подшипника, главное чтобы он был не меньше диаметра 11,5мм. и не более 12мм. Этот шарик от подшипника никогда не заклинет! Это проверенно, отлично работает.
Точки крепления крышки масляного насоса при фрезеровании плоскостей ВАЗ 08-09: 1 — сальник коленчатого вала; 2 — точки крепления крышки; 3 — пробка редукционного клапана
Характеристики стуков в двигателе
Звуки, доносящиеся из двигателя внутреннего сгорания, различаются по гармонике. Они бывают звонкими и глухими.
Характерный металлический стук в двигателе раздается, если:
- Происходит соприкосновение деталей, вращающихся с большой скоростью.
- Материал их изготовления – твердосплавные стали.
- Если при их сопряжении отсутствует качественная смазка.
Глухой стук в двигателе слышен при таких условиях:
- Взаимодействующие детали изготовлены из сталей различной твердости.
- Небольшая амплитуда движения сопряженных элементов.
- В местах их взаимодействия имеется демпфирующий (смягчающий удары) слой смазочного материала.
Диагностирование проблемы
Первое, что может сделать любой водитель, это определить, когда конкретно появляется стук.
Здесь вы можете столкнуться с несколькими ситуациями появления стука:
- сразу на холодную (непосредственно после включения мотора);
- после прогрева на горячую;
- только на холостых оборотах;
- стук под воздействием нагрузок.
Каждую ситуацию далее мы рассмотрим в отдельности. Популярный вопрос среди автомобилистов – как определить, что стучит в двигателе. Здесь можно использовать стетоскоп или самодельный аналог. Он поможет локализировать проблему с относительно высокой точностью. Вам будет достаточно приложить ухо к агрегату, чтобы сразу понять, что виновником является именно он.
Причины появления посторонних шумов
Как было указано выше если двигатель застучал значит, автолюбители должны провести его диагностику, при которой выявить причины такой работы силового агрегата, и устранить их до появления больших проблем, вплоть до заклинивания мотора.
Шумы при запуске силового агрегата
Стук двигателя на холодную (при его запуске) может происходить только в нескольких случаях (рассматриваем вариант, когда шум возникает при запуске, а потом пропадает):
- неисправен коленчатый вал, в таком случае, если автолюбитель внимательно прислушается к своему мотору, он услышит характерный глухой шум в нижней части силового агрегата, появляется такая проблема тогда, когда подшипники коленвала изношены (например, масло не соответствовало требуемому), либо по другим причинам, но такой стук пропадает после того, как мотор прогреться;
- неисправен распределительный вал, у данного узла также имеются подшипники, которые со временем могут износиться по той же причине что и у коленвала, но такой шум появляется в верхней части силового агрегата;
- стучат клапана на холодном двигателе, эта проблема может быть вызвана несколькими факторами, о которых будет рассказано ниже.
Интересно знать, что в некоторых случаях причиной характерного стука мотора может послужить гидроудар движка.
Стук силового агрегата при работе на холостых оборотах
Теперь разберемся с ситуацией, как определить причины, по которым происходит стук на горячем двигателе (в данном случае, когда произошел его прогрев, но на силовой агрегат не идет нагрузка). Здесь проблем может быть несколько.
- Неисправность коленвала или распредвала. Как было рассказано выше, если люфты на трущихся деталях подшипников распредвала или коленвала не большие, то после их нагрева, стук пропадет. Но в случае, когда подшипники уже имеют значительный износ, то никакой прогрев не спасет, и шум в моторе из-за коленвала или распредвала будет постоянный.
- Детонация топлива. Например, если на автомобиль марки Поло седан необходимо заправлять бензиновое топливо марки А-95, а автолюбитель залил А-92, то при работе мотора можно услышать характерные резкие удары. Это так называемая детонация топлива. Она происходит тогда, когда топливная смесь не воспламеняется от искры свечи зажигания, а от воздействия на нее раскаленного поршня. Также причиной этому может быть перенасыщенность смеси воздухом, или возгорание ее не в верхней мертвой точке.
- Неисправные клапана. Клапана также могут издавать характерные звуки. Вызвано это несколькими причинами, о которых подробнее будет рассказано ниже.
- Неисправность топливного насоса высокого давления. Данные причины могут возникнуть только на дизельных силовых агрегатах. Если топливный насос плохо работает, тогда автолюбитель может услышать глухой звук, после того, как дизельный мотор заведется и начнет работать на холостых оборотах.
Некоторые специалисты считают, что такая работа мотора может быть вызвана тем, что кольца поршней, либо стенки цилиндров износились, в связи с чем, в момент взрыва, часть энергии попадает в недра движка, поэтому и появляются характерные звуки резких хлопков (детонация).
Также следует обратить внимание на такую фразу, как «цекотят пальцы». Это и есть описание характерного звонкого сигнала, который издают клапана, которые неисправно работают
Для некоторых марок автомобилей, характерный цокот при больших нагрузках являеться нормой, и свидетельствует о правильно выставленном угле зажигания.
Как определить, почему стучит двигатель при разгоне
Как можно видеть, причин, которые могут приводить к стуку двигателя в процессе работы или разгона, достаточно много. И выше были перечислены далеко не все варианты подобной неисправности. Например, к стуку при работе двигателя могут приводить такие вещи как открученная защита поддона, стук от которого исходит примерно оттуда же, откуда может слышаться стук коленвала, из-за чего их часто путают.
Чтобы диагностировать, что именно является причиной стука двигателя при разгоне, нужно первым делом определиться, когда именно возникает шум. Можно выделить 3 варианта:
Стук слышится все время при работе двигателя автомобиля. В большинстве случаев это связана с износом коленчатого вала или кривошипно-шатунного механизма, если отбросить более простые причины;
Посторонние звуки при работе на холостую
Стук на холостом ходу является не таким опасным, поэтому не стоит сразу паниковать. Однако рекомендуется оперативно провести диагностику, чтобы устранить проблему. При наборе оборотов шум может пропадать или оставаться еле слышным. Здесь стоит проверить:
- шкив помпы и генератора;
- защиту двигателя и кожух ГРМ;
- шестерни распредвала на люфт (если они предусмотрены конструкцией);
- шкив коленвала.
Бывают случаи (особенно, в автомобилях с автоматической коробкой передач), когда появляется трещина в маховике. Устранить ее не удастся. Здесь придется выполнять замену всего маховика.