Качественная настройка сабвуфера в авто

Настройка эквалайзера на магнитоле

Эквалайзер может творить чудеса с точки зрения качества звука даже на колонках очень низкого качества. Функция эквалайзера заключается в регулировке частоты звука, выходящего из динамиков.

Настройка эквалайзера на радиоприемнике чаще всего обозначается аббревиатурой «EQ». В нашем случае эта настройка находится в категории главного меню под названием «Аудио». Используемое нами устройство позволяет настраивать не общий диапазон звуков, а нужные частотные каналы. В магнитолах Pioneer обычно имеется пять таких каналов, также называемых частотными диапазонами: 8 кГц, 2,5 кГц, 800 Гц, 250 Гц, 80 Гц. Мы также получаем возможность регулировать порог отсечки на динамиках, который является частотой усиления аудиофильтра.

Для доступа к разделу настройки эквалайзера войдите в меню устройства, выберите раздел «Аудио» и нажмите центральную ручку джойстика. Поверните центральную ручку, чтобы настроить характеристики громкости выбранной частоты. Существует несколько основных рекомендаций по правильной настройке эквалайзера:

  • Для рок-музыки увеличьте громкость нижних частот до 80 Гц;
  • Партии ударных лучше всего слышны на частоте 250 Гц;
  • Качественная передача вокала происходит на частоте 300-800 Гц;
  • Для электронной музыки лучше всего подходит значение от 2 до 5 килогерц.

После установки нужной настройки вернитесь в главное меню. Это можно сделать, повернув ручку влево.

Фильтр высоких частот

Затем найдите элемент HPF (High-passFilter). Это фильтр высоких частот, который обрезает частоту звука, передаваемого на динамики, ниже границы их полосы пропускания. Это сделано потому, что стандартным колонкам (13-16 см) очень трудно воспроизводить низкие частоты из-за малого диаметра мембраны и низкой мощности. В результате звук искажается даже при низкой громкости. Если обрезать низкие частоты, можно получить чистый звук в более высоком диапазоне громкости.

Затем вы можете выйти из меню с помощью кнопки назад и проверить результат. Лучше всего это делать при громкости 30.

Если вас не устраивает качество звука, или если вы находитесь на открытом воздухе и хотите устроить громкую дискотеку, вы можете поднять уровень низких частот с 80-120 Гц или выше. Такой же предельный уровень отсечки рекомендуется для сабвуфера. Эти меры в несколько раз повышают четкость и громкость воспроизводимого звука.

Имеется также регулировка наклона для демпфирования частоты. На Pioneer он имеет две позиции — 12 и 24 дБ на октаву. Мы рекомендуем установить этот параметр на 24 дБ.

Фильтр низких частот

В меню настройки автомобильного радиоприемника также есть раздел, отвечающий за параметр Bass Filter. Эта категория позволяет настроить автомобильную аудиосистему на сабвуфер. Зайдя в этот раздел, вы можете изменить три различные характеристики:

  • Частота среза — в идеале установить значение в диапазоне от 60 до 100 герц;
  • Громкость аудиосистемы — установите тот же параметр, который вы установили в разделе с регулятором эквалайзера;
  • Крутизна ослабления частоты — установите то же значение, которое вы выбрали в разделе настроек HPF.

Это создаст согласованность между различными настройками, в результате чего будет достигнут необходимый баланс между высокими и низкими частотами.

Тон компенсация

За настройку этого параметра отвечает раздел под названием LAUD. Эту функцию следует использовать только при прослушивании музыки на низкой громкости. Компенсация тембра отвечает за искусственное усиление низких и высоких частот.

Для чего необходима настройка магнитолы Pioneer

Прежде чем перейти к процессу настройки аудиомагнитолы Pioneer, стоит уяснить, для чего необходимо делать это:

  1. Это делается для того, чтобы максимально раскрыть аудиовозможности головного устройства и установленной в автомобиле акустики.
  2. Знание настроек позволит без проблем подключать различные внешние устройства, устранять хрипы и искажения аудиокомпозиции, а также изменять язык интерфейса и прочие обыденные характеристики, правильная настройка которых сделает использование устройства более комфортным и понятным.

Некорректная регулировка магнитолы способна свести на нет звучание даже самой дорогой и качественной акустики профессионального уровня.

Возможные причины плохого сигнала

Можно легко разобраться с тем, почему магнитола не ловит радио. Ухудшение приема чаще всего вызывается проблемами с антенной. Если повреждена экранная оболочка кабеля, то прием будет сопровождаться сильными помехами. Если антенный провод оборвался или переломался, либо отошла вилка, вставляемая в саму магнитолу, то не работает радио совсем. Если применяется активная антенна, то ресивер плохо ловит радио из-за того, что не подключено питание к усилителю, или плохо контактируют приемные диполи с модулем усилителя из-за окисления либо повреждения.

Другая причина плохого сигнала заключается в отдаленности ретранслятора или радиобашни от места приема и в наличии естественных или искусственных препятствий, стоящих на пути радиоканала. Проникающие в радиоэфир шумы от атмосферы, линий электропередач, троллейбусных и трамвайных проводов ухудшают качество приема, из-за чего на некоторых магнитолах плавает тембр, и появляется неприятное шипение, режущее слух. Устройства японского производства плохо ловят радио из-за своего диапазона, отличающегося от принятого в России.

На дешевых китайских магнитолах радиопомехи могут проявляться от различных электронных устройств, например, видеорегистраторов. Еще одна причина, по которой не работает радио в машине — это неисправность самого тюнера. Следует еще и проверить динамики, неисправности которых вызывают хрипы и потрескивания, затрудняющие настройку.

Настройка акустической фазы сабвуфера

Также важна настройка акустической фазы сабвуфера. Не вдаваясь в нюансы терминологии, следует сказать, что правильная фазировка позволяет обеспечить звучание «саба» спереди, вместе с фронтальными динамиками. Если сабвуфер слышно сзади, из багажника, значит что-то сделано неправильно.

На многих усилителях есть «крутилка» фазовращателя, позволяющая плавно поворачивать фазу. Поэтому желательно приобретать именно такие усилители. Если такой возможности нет, повернуть фазу можно на ГУ, если у него есть такая функция. Или же можно просто поменять местами плюсовой и минусовой провод на динамике.

Настраиваем сабвуфер:

1) Ручку уровень громкости на сабвуфере поставьте на на минимум.

2) Ручку частоты среза на сабвуфере установите в значение 50 Гц (или ниже на 10-20 Гц значения нижней границы частотного диапазона Ваших фронтальных колонок).

3) Включите фонограмму с хорошим уровнем низов (например тестовый диск — «музыка для сабвуфера» — Deep Bass (2004) или реп, хип-хоп и т.п.). Поднимите уровень громкости сабвуфера с помощью его ручки громкости до уровня, примерно соответствующего громкости фронтальных колонок. Выключите фонограмму.

4) Далее нам понадобится тестовый диск со списком частот типа АудиоДоктор FSQ. На нем последовательно произносится голосом значение частоты и звучит тон. Громкость звука не должна быть ни тихой, ни слишком громкой. На уровне громкости обычного разговора.

Сначала проходим весь ряд частот от 20 до 200 Гц для выявления частот, на которых уровень или слишком громкий или слишком тихий, определяем частоты, на которых возникают резонансные явления (дребезжание стекол, гудение стенок мебели и т.п.).

Если уровень громкости, начиная с 20 Гц, идет более или менее равномерно, потом уменьшается в районе 40-90 Гц, а еще через несколько частот (например на 110 Гц) громкость снова растет до нормального уровня, то Вам необходимо увеличить частоту среза сабвуфера до значения, после которого уровень снова начинает идти нормально (в данном случае — это 100-120 Гц).

Пройдите ряд частот от 20 до 200 Гц заново. Скорректируйте уровень громкости, а может и частоту среза фильтра сабвуфера. И так несколько раз, пока уровни громкости не станут достаточно равномерными.

Какие явления Вы можете наблюдать при прохождении диапазона?

a) Частоты 20-40 Гц вообще не слышны, а остальные частоты слышны нормально. Это ограничение полосы сабвуфера (загляните в его инструкцию в раздел «Технические характеристики» ).

б) Предметы в комнате на определенных частотах резонируют. Определите эти предметы и, по возможности, удалите их или нейтрализуйте. На дребезжащие окна можно повесить тяжелые шторы. А, если рамы старые деревянные, «посадить» стекла на герметик.

Попробуйте поэкспериментировать с расположением сабвуфера, проверяя каждое перемещение с помощью прослушивания частотного диапазона 20 — 200 Гц.

5) После проведения всех настроек, необходимо включить воспроизведение музыки с глубокими басами. Если бас слишком громкий, искаженный и/или не четкий, то необходимо уменьшить уровень громкости сабвуфера до исчезновения искажений. Можно попробовать уменьшить динамический диапазон баса (если на сабвуфере имеется переключатель динамики баса). Можно покрыть стены, пол, потолок звукопоглощающими поверхностями. Если в сабвуфере имеется фазоинвертор сзади, то необходимо отодвинуть сабвуфер от стены, чтобы уменьшить количество басов, для увеличения — наоборот придвинуть.

6) Далее включается обычная джазовая оркестровая музыка, потом симфоническая музыка, электронная, рок, кино со взрывами и т.д. и проверяется не слишком ли мало или много басов. Если мало — уровень громкости сабвуфера слегка увеличивается, если много — наоборот. Можно попробовать увеличить или уменьшить динамический диапазон сабвуфера.

При подключении сабвуфера через «колоночные» входы (минуя встроенный усилитель):

— при подключении сабвуфера параллельно фронтальным колонкам, следует проводить настройку фильтра низких частот фронтальных каналов или в самом сабвуфере (если в нем имеется настраиваемый фильтр низких частот на «колоночном» входе);

— при подключении к отдельному внешнему усилителю сабвуфера — используется фильтр низких частот либо в этом усилителе (канале усилителя), либо в самом сабвуфере фильтр низких частот на «колоночном» входе.

С чего начать настройку сабвуфера?

Настройка сабвуфера начинается с момента изготовления короба. Изменяя характеристики короба (объём, длину порта) можно добиться разного звучания. При этом нужно заранее знать, какие аудиофайлы будут преимущественно воспроизводиться в машине, а также какой усилитель будет подключаться к аудиосистеме. Когда сабвуфер уже поставляется в корпусе производителя, то гибкость настройки, конечно, ограничена, хотя при наличии необходимых знаний желаемого качества звука добиться вполне возможно.

Настройка LPF (lowpassfilter) фильтра

Для начала необходимо настроить низкочастотный фильтр (LPF). Каждый сабвуфер на сегодняшний день имеет встроенный LPF-фильтр. Фильтр позволяет выбрать порог, при котором он начинает блокировать высокие частоты, что позволяет естественно смешать сигнал сабвуфера с сигналом других динамиков.

Установка фильтра, как и настройка активного сабвуфера, состоит из множества экспериментов – определенной правильной «формулы» попросту не существует.

Сабвуфер предназначен для воспроизведения низких частот, петь он не умеет это задача динамиков. Благодаря фильтру низких LPF частот мы можем заставить сабвуфер играть тока басс. Вам нужно удостовериться в том, чтобы значение фильтра не был установлено слишком высоко, и сабвуфер не перекрывал вуферы ваших полно диапазонных динамиков. Это может привести к излишнему акценту на одном диапазоне частот (скажем, около 120 Гц) и нечеткости звучания акустической системы. С другой стороны, если вы установите фильтр слишком низко, т. к. в таком случае может быть слишком большая разница между сигналом сабвуфера и сигналом динамиков.

Для чего нужен Bassboost?

Многие усилители также включают переключатель Bassboost, которые может увеличить мощность сабвуфера за счет выставления определенной частоты. Некоторые автомобилисты используют переключатель, чтобы сделать звук более «насыщенным», хотя, как правило, его применяют для равномерного распределения басов. Если поставить переключатель на максимальное значение, то сабвуфер может сгореть, однако, выключать Bassboost, полностью также не стоит, т. к. в таком случае басов совсем может быть неслышно.

Настройка входной чувствительности (GAIN)

Некоторые автомобилисты не понимают, как правильно настроить входную чувствительность. Входная чувствительность показывает, какой сигнал можно подать на вход, чтобы получить номинальную мощность на выходе. Ее необходимо отрегулировать для нормализации напряжения входного сигнала.

Чтобы настроить «GAIN», понадобиться

цифровой вольтметр, который может измерять значения напряжения переменного тока;
тестовый CD или файл, на который записана синусоида с исходным уровнем 0 децибел (очень важно не использовать ослабленный испытательный сигнал);
инструкция к сабвуферу, в которой указано допустимое выходное напряжение.

Для начала необходимо отсоединить провода колонок от сабвуфера. Дальне нужно убедиться, что на головном устройстве выключены басы, эквалайзеры и другие параметры, чтобы получить чистый звук. Уровень входной чувствительности при этом должен быть минимальным.

Убедитесь, что цифровой вольтметр может считывать напряжение переменного тока и подключите его к разъемам для динамика на колонках (закрепить его можно с помощью отвертки). После этого придется поворачивать «крутилку» чувствительности до тех пор, пока вольтметр не покажет необходимое значение напряжения, что было указано в характеристиках.

Далее на сабвуфер необходимо подать записанный аудиофайл с синусоидой время от времени изменяя громкость аудиосистемы до появления помех. В случае появления помех громкость необходимо восстановить до прежнего значения. Точно таким же образом проходит настройка чувствительности. Для получения наиболее точных данных можно использовать осциллограф.

Акустическая фаза

Дело в том, что с помощью манипуляций с фазовым переключателем,можно добиться наивысшеговосприятиясредних и верхних басовво время прослушивания. Именно благодаря фазовращателю можно добиться всех басов, за которые вы заплатили.

Кроме того, фазовая настройка моноблокапомогает добиться именно фронтального звучания. Часто бывает так, что звучание распределено неравномерно по салону (музыку слышно только из багажника).

Музыка для настройки и проверки

Независимо от того, какой музыкальный стиль чаще всего будет прослушиваться через аудио-систему автомобиля, сабвуфер должен быть настроен оптимально для всех направлений, которые отличаются низким частотным спектром. Он делится на два вида низких частот:

  • полезные низы — придают насыщенности;
  • паразитные низы — не уловимы человеческим ухом, ощущаются на физическом уровне в виде легкого дискомфорта.

Настройка предполагает именно избавления или снижение паразитных низов, частота которых от 30 до 40 Гц. В основном они используются в электронных музыкальных композициях и являются ее характерной чертой, которую не стоит убирать. Поэтому использовать электронную музыку для настройки не целесообразно. Оптимальным материалом для проверки будет использование композиций с классическими инструментами. Это позволит сравнить звучание знакомых инструментов и определить паразитные звуковые частоты, так как в классической музыке редко встречаются басы ниже, чем 30 Гц.

Существуют также специальные программы для настройки акустических систем, тонгенераторы, которые помогают настроить автомобильный сабвуфер максимально точно при помощи проигрывания звука в указанным пользователем диапазоне частот.

Пошаговая инструкция

Предлагаем вам пошаговую инструкцию как настроить усилитель в машине для сабвуфера. Такая инструкция состоит из четырех шагов, поэтому справиться с такой работой сможет каждый автовладелец, который хотел бы улучшить качество звучания штатной аудиосистемы в автомобиле.

Шаг первый.

В головном устройстве необходимо установить нулевые настройки, то есть сбросить каналы на дефолт. Переключатель устанавливают в положении LPF. Это положение канала сабвуфера, что позволяет выполнять его настройку. Далее вам потребуется выставить на кроссовере диапазон частот 50-70 Герц.

Шаг второй.

В головном устройстве или же в самом усилителе необходимо зайти в настройки фильтра фронтального канала, который переводится в режим HPF. Одновременно поднимаем частоты кроссовера до 80-70 Герц.

Если в вашей аудиосистеме используются кроссоверы, то более каких-либо дополнительных манипуляций выполнять не следует. Если же у вас установлен усилитель, работающий с отдельными каналами, то производится дополнительная настройка высокочастотных динамиков. Устанавливаем фильтр динамиков высокой частоты в положение HPD. Изменяем частоту на кроссовере до 2,5 КГц. Более какой-либо настройки фильтров выполнять не требуется.

Шаг третий.

Вам необходимо провести настройку чувствительности. Выполняется такая настройка следующим образом:

  • На усилителе необходимо установить уровень регулятора на 0, после чего уровень регулятора на головном устройстве устанавливается на максимум.

  • Вам необходимо будет повернуть колесо чувствительности на головном устройстве вправо, и, как только появятся выраженные искажения, колесико сдвигают влево до исчезновения таких искажений. Это и позволит установить оптимальную чувствительность.

Шаг четвертый

На заключительном этапе настройки проводится проверка качества полученного звука. Могут появиться щелчки и треск при включении музыки. Причиной подобных искажений является некачественный сигнал или же плохая укладка проводов. Чтобы исключить появление подобных щелчков следует использовать качественный провод и переподключить используемые системой разъёмы.

Узнайте заранее, что вам нужно

Перед покупкой компонентов обязательно определите схему подключения. Она определяет, что именно вам нужно, а также теоретический ценовой диапазон. Далее представлены наиболее распространенные и удобные схемы.

  1. Головное устройство — фронт-сабвуфер — 4-канальный усилитель на фронт и сабвуфер. Классика. Бюджетна, легка в установке и настройке. Хороша еще и тем, что экономит место в автомобиле. В недостатках можно указать невысокую мощность системы, но на качестве звучания это сказывается несильно.
  2. Головное устройство — фронт — тыл — сабвуфер — 5-канальный усилитель на фронт, тыл и сабвуфер. В ее основе лежит предыдущая схема. Отличается лишь тем, что дает подзвучку и в заднюю часть салона. В настройке сложнее, чем первая схема, и не всегда удается добиться желаемого результата.
  3. Головное устройство — фронт — сабвуфер — 2-канальный усилитель на фронт — 2-канальный усилитель на сабвуфер. Любите мощные басы? Тогда эта схема для вас. Получаем большую мощность, подключая мостом двухканальный усилитель на сабвуфер.
  4. Головное устройство — фронт — сабвуфер — 4-канальный усилитель на фронт — 2-канальный усилитель на сабвуфер. Самая дорогостоящая из представленных схем. И самая лучшая. Качество звучания и мощность достигаются посредством поканального усиления.

Вариант № 3. Оптимальный

Подразумевает более серьезную работу на созданием акустического пространства. В переднюю часть автомобиля устанавливаются шесть динамиков вместо стандартных двух, а общее число колонок достигает, соответственно, восьми. Отдельный комплекс работ выполняется для сабвуфера, который встраивается в подиум в правой нише багажника, занимая минимум полезного пространства. Само собой, и компоненты нужны уже другого уровня. Для динамиков и сабвуфера необходимы отдельные усилители, причем первый идет со встроенным процессором.

Стоимость комплекта — 180 000 рублей.

Предложенные решения — некий базис, от которого можно отталкиваться при постройке музыкальной системы в автомобиле среднего ценового диапазона.

Первый — это доработка штатной системы, которая решит проблему нехватки громкости, различных аудиоискажений и шумов, добавит звуку чистоты. Второй — наполнение салона интересным и качественным басом для любителей электронной музыки. Третий — уже достаточно продвинутая система с процессором, многоканальным усилителем и компактным размещением сабвуфера для меломанов.

Само собой, при желании всегда можно поставить более серьезные компоненты (усилитель может стоить и 100 000 рублей). Но если рассматривать баланс «качество звука на потраченный рубль», то специалисты «Бладхаунд» взяли бы за основу именно эти три варианта.

Советы по настройке сабвуфера

  • Спешка и правильная настройка акустической системы — несовместимые между собой вещи. На качественную настройку следует выделить несколько часов свободного времени.
  • Проверять звучание лучше всего на известных или любимых треках, где точно можно отличить правильное звучание от искаженного.
  • Прослушивать треки для проверки следует при закрытых дверях и окнах на водительском сидении, так можно уловить малейшие недочеты.
  • Не ограничивайтесь проверкой на одном треке, лучше всего будет внимательно прослушать несколько композиций различного жанра и с различным набором звуковых частот.
  • Не существует определенных параметров на которые нужно устанавливать показатели фильтров. В данной статье приведены лишь оптимальные и самые популярные установки параметров. Настраивать же необходимо, исходя из личных вкусовых предпочтений, следя за гармоничным звучанием фронтальных мидбасов и сабвуферной головки.

Отрегулировав все фильтры указанным образом, можно достичь громкого звучания сабвуфера, при этом он будет работать гармонично, не перекрывая общий музыкальный тон. Такая настройка подойдет для всех музыкальных жанров и поможет расширить диапазон их звучания.

Источник

Что такое частота среза сабвуфера и как ее правильно настроить

Конфигурация современной звуковой усилительной аппаратуры, создающей окружающее звучание, предполагает функциональное разделение каналов. Такая аудиосистема включает фронтальные и тыловые АС, центральный канал и сабвуфер.

Последний служит для создания дополнительных звуковых эффектов в нижнем частотном диапазоне от 20 до 180 Герц. В основном это дополнительное устройство используется при просмотре видеопрограмм и фильмов, в которых содержатся сцены взрывов, стартов космических ракет и подобных ситуаций, при озвучивании которых нужно достаточно интенсивно сотрясать воздух.

Как правило, сабвуферы сконструированы по активному принципу, то есть имеют собственный встроенный усилитель, блок питания и регулировки. Органы управления и настройки включают две основные ручки: «уровень» (Level) и «частота среза» (Crossover Frequency). Назначение рукоятки уровня вполне понятно, это регулирование интенсивности звукового сигнала. А вот зачем нужна вторая настройка, понятно не всем.

В отличие от широкополосных громкоговорителей, сабвуфер имеет ограниченный по верхнему краю частотный диапазон. В свою очередь, басы условно делятся на глубокие — до 40 Гц, средние — до 80 Гц, и высокие — до 160 Гц. От того, какая будет установлена частота среза, зависит глубина достигаемого акустического эффекта. В некоторых случаях участие в спектре высоких басов создает более мягкий звук, например, при прослушивании музыки или просмотре кинофильмов, не загруженных спецэффектами. Если же требуется более жесткое воздействие на нервную систему зрителя, например, при виде рушащихся зданий или взрывающихся планет, то частота среза сабвуфера может быть сдвинута ближе к инфрадиапазону.

Технически реализация ограничения верхней частоты – задача несложная. Из курса физики известно, что емкости обладают фильтрующим свойством по отношению к низким частотам, а индуктивности – к высоким. Таким образом, простейший LC-фильтр может достаточно эффективно выделять нужный участок диапазона, снижая при этом уровень сигнала нежелательного спектра. Чтобы «не пустить» высокие и средние частоты на вход сабвуфера, достаточно включить параллельно входным клеммам конденсатор небольшой емкости — в несколько пикофарад. Но такой примитивный фильтр даст слишком плавное снижение амплитудно-частотной характеристики, поэтому на практике их конструкция несколько сложнее.

К тому же частота среза обеспечивается и фильтрацией выходного сигнала, идущего на мощный громкоговоритель. Для этого внутри корпуса рядом с динамиком располагается еще одна плата с конденсаторами и индуктивностями.

Частота среза ФНЧ (фильтров низкой частоты) в идеале должна регулироваться, хотя в недорогих системах такой функции может и не быть.

Правильная настройка сабвуфера по отношению к другим акустическим компонентам системы домашнего кинотеатра – дело, требующее терпения и тщательности. Хорошим считается такое регулирование, при котором басы, излучаемые фронтальными и тыловыми колонками, дополняются инфранизкими частотами, транслируемыми им, а не «спорят» между собой, кто сильнее. Принцип «чем громче, тем лучше» здесь не работает.

Таким образом, частота среза является важной настройкой, обеспечивающей правильное и согласованное звучание всей системы

Схемы подключения колонок к магнитоле

В настоящее время большинство автомобильных магнитол использует стандартный интерфейс ISO подключения внешних динамиков и колонок. Его функциональная схема и распиновка выводов на разъеме приведена на рисунке.

По схеме видно, что за подключение динамиков и колонок отвечает разъем В, от которого отходят провода различного цвета. Провод основного цвета подключается к плюсовому контакту динамика, двухцветный провод – к минусовому. Во многих магнитолах сигнал передается по одноцветному проводу, двухцветный проводник является общим (массой).

Некоторые автолюбители с целью экономии проводника и времени объединяют массу, и сигнал разводят только по одноцветному проводу. Этого делать ни в коем случае нельзя. Схемы многих усилителей магнитол с большой выходной мощностью имеют мостовой тип. На их выходе нет общего провода: один выход «раскачивается» первым плечом, другой вторым в противофазе. Заземление одного из выводов приводит к выходу усилителя плеча из строя. Пример мостовой схемы усилителя магнитолы.

Для того чтобы правильно выполнить соединение проводников лучше найти цветовую схему подключения динамиков или колонок к вашей магнитоле. Она выглядит примерно так.

На такой схеме наглядно видно, как подключать динамики и какие провода на магнитоле идут на колонки. Но спешить с подключением не следует. Сначала необходимо правильно установить динамики, выбрать проводники.

Мультиметром

Сопротивления динамиков маленькое (от 2 до 4 Ом). Его можно проверить при помощи мультиметра, но оно одинаково звонится в две стороны. Однако при соединении красного (положительного) щупа с «» динамика, отрицательного (черного) с «минусом» динамика диффузор немного переместится вперед (по направлению к слушателю). Это перемещение лучше определить на ощупь пальцем, а не визуально.

При помощи батарейки и листа бумаги

Иногда (например, в колонке) диффузор динамика закрыт сеткой или тканью. В этом случае на ее поверхность можно положить легкий лист бумаги. В момент подачи напряжения лист бумаги будет перемещаться вперед или назад за счет звукового давления воздуха. По направлению перемещения можно судить о полярности.

Процесс настройки автомобильного сабвуфера

Вначале следует сказать, что настраивать это устройство обычно начинают ещё на этапе создания деревянного короба под низкочастотный динамик. Уже тогда учитываются размеры салона машины, мощность подключаемого усилителя и направление музыки, которую водитель предпочитает слушать. Затем начинается тонкая настройка фильтров, на которой мы и сосредоточимся.

Фильтр LPF

LPF включается либо на усилителе сабвуфера, либо в магнитоле. Аббревиатура LPF означает low pass filter. Задача фильтра — пропускать на динамик сабвуфера низкие частоты, обрезая частоты высокие.

Фильтр LPF регулируется отвёрткой

  • открывается доступ к регулятору LPF (обычно он располагается на задней стенке усилителя);
  • с помощью обычной плоской отвёртки этот регулятор поворачивается по часовой стрелке до частоты в 55–60 Гц. Это оптимальная частота среза для большинства автомобильных сабвуферов среднего ценового диапазона (возможно, в дальнейшем её придётся слегка подкорректировать);

Subsonic

Назначение фильтра Subsonic — обрезать инфразвук. Именно он и вырезает паразитные частоты ниже 25–30 Гц, о которых упоминалось выше. Однако этим фильтром оборудован далеко не каждый сабвуфер, о чём следует помнить.

Регулятор фильтра Subsonic есть не на всех усилителях

  • регулятор фильтра Subsonic также располагается на задней крышке сабвуферного усилителя;
  • плоской отвёрткой этот регулятор поворачивается на величину, которая будет примерно на 5 Гц ниже частоты фазоинверторного порта;

Пример: если фазоинвертор работает на частоте 40 Гц, то Subsonic следует устанавливать на 35 Гц. А штатную частоту фазоинвертора можно узнать в инструкции к сабвуферу.

Настройка уровня Gain

Gain — это уровень входной чувствительности сабвуфера. И его тоже необходимо отрегулировать (на некоторых усилителях этот уровень обозначается словом Level).

Регулятор уровня Gain вращается плоской отвёрткой

  • регулятор Gain может располагаться как на задней, так и на передней панели усилителя. Всё зависит от конкретной модели;
  • в ручке регулятора имеется прорезь в виде стрелки, в которую вставляется плоская отвёртка (диапазон регулируемых напряжений обычно варьируется от 0.2 до 5 вольт);
  • сначала регулятор Gain выставляется на минимум, после чего с магнитолы на сабвуфер начинает подаваться музыкальный сигнал с постепенным увеличением громкости. Подаётся он до тех пор, пока не появятся первые искажения звука;
  • как только это произошло, ручка громкости магнитолы поворачивается обратно до появления чистого звука;
  • теперь регулятор Gain с помощью отвёртки поворачивается по часовой стрелке до появления первых искажений;
  • после их появления регулятор откручивается назад не пару делений до появления качественного звука;

Установка акустической фазы

Если фазировка настроена верно, то сабвуфер будет звучать вместе с фронтальными колонками. Если же сабвуфер, по ощущениям водителя, грохочет где-то в районе багажника, значит, акустическую фазу следует отрегулировать.

  • регулятор фазовращателя находится на передней стенке сабвуферного усилителя и обозначается как Acoustic phase;
  • он поворачивается вручную по часовой стрелке до тех пор, пока фаза не «развернётся» под нужным углом и сабвуфер не зазвучит как единое целое с фронтальными динамиками;

Настройка стыка сабвуфера и средних частот

Здесь преследуется следующая задача: максимально точно состыковать по частотам сабвуфер и фронтальные колонки. К примеру, если нижние частоты сабвуфера обрезаны до 60 Гц, а «низ» в колонках выставлен на 100 Гц, то в звучании этих устройств могут возникнуть хорошо различимые на слух провалы. Для их устранения потребуется коррекция фильтра LPF, о которой уже упоминалось.

  • музыка, богатая низкими частотами, подаётся на колонки и усилитель сабвуфера;
  • регулятор фильтра LPF поворачивается отвёрткой вначале на пару делений против часовой стрелки, а если провалы не исчезли — на три деления по часовой стрелке. Обычно этого бывает достаточно для точной стыковки частот колонок и сабвуфера;

Видео: настройка сабвуфера в автомобиле

Итак, для точной настройки сабвуфера автовладельцу придётся больше полагаться на субъективные ощущения, а не на показания приборов. Объяснение этому простое: машины у всех разные, предпочитаемая музыка — тоже разная, да и конструкции сабвуферов могут существенно отличаться

Но даже в таких условиях необходимо уделить самое пристальное внимание настройке фильтров. Потому что без этого сабвуфер не будет звучать в полную силу

Музыка для настройки сабвуфера

Существуют специальные программы (так называемые тонгенераторы), позволяющие настроить сабвуфер в машине. Это удобно и быстро, однако не следует забывать одну простую деталь: человек в машине будет слушать музыку, а не тонгенератор. И полагаться он будет не на дисплей осциллографа, а на собственные уши. Следовательно, проверять сабвуфер следует только с помощью музыки, дабы не выпадать из звукового контекста. А выбирая музыку для проверки, следует помнить, что в любом музыкальном произведении есть два типа низких частот:

  1. Низы полезные.
  2. Низы паразитные.

Так вот, от паразитных низов можно (и нужно) избавляться с помощью грамотной настройки сабвуфера. Простой пример: в рэпе, хип-хопе, дабстепе и других современных стилях часто используются очень низкие частоты, не превышающие 25 Гц. Человеческое ухо такую частоту практически не воспринимает. Ощущать её люди могут лишь на физиологическом уровне (она вызывает определённый дискомфорт). Это и есть «паразитные низы», удаления которых человек не заметит. Обилием таких низов грешит в основном электронная музыка.

Отсюда вывод: оптимальным вариантом для проверки сабвуфера будет музыка, в которой задействованы не электронные, а настоящие инструменты. Хорошим вариантом могут быть классические произведения, в которых низких частот тоже хватает.

Используя для настройки сабвуфера классическую музыку, можно решить сразу 2 задачи:

  • во-первых, настоящие инструменты довольно редко издают звуки частотой ниже 30 Гц, соответственно, уровень паразитных низов будет сведён к минимуму;
  • во-вторых, человек прекрасно представляет себе, как звучит тот или иной живой инструмент (чего нельзя сказать об инструментах электронных). Возможно, он даже слышал звучание живых инструментов в консерватории или где-то ещё. Соответственно, у него будет возможность сравнить звучание живого инструмента с тем, что ему выдаёт сабвуфер. И если разница в звучании будет существенной, человек всегда сможет настроить сабвуфер точнее, так как ему есть на что ориентироваться;
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Master Plus
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: