Как подобрать передний переключатель скоростей, и какой из них лучше

Deore XT M8100

Цена: около 45-49 000 руб

Особенности Shimano Deore XT M8100:

  • передняя втулка 20 мм – это первая серия в линейке, где используется деталь такой большой прочности;
  • может стоять 1-2 звезды спереди, сзади кассета на 10-45 и 10-51 зубьев;
  • две версии ободов для кросс-кантри и олл-маунтина, устанавливать можно вибрейки или гидравлику, зависит от модели ободов;
  • в комплекте есть полимерные колодки, которые примерно в два раза долговечнее классических.

Один из лучших сетов компании, профессиональный для 12-скоростных велосипедов. Часто можно встретить этот набор «Шимано» на тренировочных заездах, для выступления на склонах можно использовать следующий сет из списка.

У нас, в прокате велосипедов спб, на байках стоят в основном именно такие модели, так как только они показали высокую надежность и комфорт для наших клиентов.

Плюсы: Минусы:
Усилие торможения увеличено на 20% за счет уменьшения хода ручки; Несколько уступает по прочности, например, SLX (все для снижения веса). Крепление педалей сравнительно слабое, при превышении нагрузок может вырвать резьбовой участок;
В подшипниках втулок есть специальная муфта, улучшающая смазывание компонентов во время работы. Облегчена, но в ущерб прочности;
Из-за нижнего расположения манеток при перелетах через руль есть риск удариться коленями (сами манетки при этом остаются целыми).

О компании

В среде рыболовов нет человека, не знающего о всемирно известной компании Shimano. Она была создана в 1921 году, начав свое производство с велосипедного оборудования. Далее, во второй половине 20-го столетия, компания Shimano приступила к производству катушек для удилищ. При этом был использован опыт производства велосипедных шестеренок и подшипников. Чуть позже Шимано начала производить и остальное снаряжение: удилища, одежду, снаряжение, приманки и другие снасти. Сегодня Шимано имеет производство на всех континентах мира. 20 % от всего производства компании – это производство рыболовных принадлежностей.

К производству спиннингов компания подходит очень требовательно. Отслеживаются новые направления, изучаются изделия других компаний. Зарекомендовавшие себя модели также не стоят на месте. Их совершенствуют в соответствии с современными реалиями. Образцы, не прошедшие определенный перечень требований, снимают с производства. Также компания активно сотрудничает с другими мировыми лидерами в рыболовном производстве.

Серия Shimano Alivio

Одними из наиболее популярных среди рыбаков спиннингов являются спиннинги серии Alivio. Несмотря на невысокую стоимость, эти удилища имеют отличные характеристики и их по достоинству оценили рыболовы во всем мире. Серия Shimano Alivio не предназначена для профессионалов. Но подойдет для рыболовов, только начинающих свой путь в этом направлении. Также спиннинги Аливио могут стать великолепным подарком ребенку, который, безусловно, будет счастлив, держать в руках такое удилище.

Спиннинги Shimano Alivio выполнены из наиболее прочного сырья – карбона с добавлением геоволокна. Данный материал отличается гибкостью, чувствительностью к поклевке. Нужно отметить, что геоволокно не обладает достаточной прочностью, скорее относится к хрупкому материалу. Если вы наступите на спиннинг или придавите его дверью автомобиля, спиннинг будет испорчен. Поэтому спиннинги этой серии лучше транспортировать в специальном чехле. Несмотря на это, спиннинги справляются с вываживанием крупной рыбы.

Некоторые выигрывают, а некоторые проигрывают

Если вы никогда не интересовались велосипедной тематикой, то наверняка удивитесь следующему, что не смотря на такое большое наличие количества передач оказывается, не на каждой из них нужно и можно ездить.

Реальность этой мультиспид трансмиссии такова, что «перекрывание» некоторых диапазонов определенным сочетанием звездочек, практически неизбежно. Вот например, при наличии 33-х передач, такие комбинации звездочек как, 53×19 и 39×14 являются фактически передачами с одним и тем же соотношением. То есть, ускорение у них (у передач) будет идентичным, как и их максимальная скорость.

Кроме этого, нельзя использовать, по крайней мере постоянно, крайние ряды звездочек по диагонали. Например, крайнюю левую переднюю звезду и малую звездочку, т.е. крайнюю правую звездочку на кассете. Такой перекос будет создавать чрезмерное натяжение цепи, от этого повысится износ зубьев на звездах, возникнет перегрузка на пружину лапки заднего переключателя и дорогостоящая трансмиссия на вашем велосипеде будет усиленно изнашиваться.

Старый совет от бывалых, все еще актуален: – Избегайте «пересечения цепи». (См. левый рисунок, иллюстрирующий это,- так делать нельзя):

Также, еще один из советов, который поможет вам сохранить дорогостоящий компонент (сегмент) как можно дольше: – Не производите переключение передач по средине подъёма, это создает очень сильную нагрузку на саму трансмиссию, на переключатели и на цепь. Чтобы избежать этой проблемы перед началом уклона, переключайтесь на пониженную передачу заранее.

Как теперь видите, вы не получаете все эти 33 передачи в свое распоряжение и не всегда сможете их использовать. Назвать это маркетинговым ходом велопроизводителей, или еще каким-то обманом, наверно нельзя, просто подобный технологический изъян уже изначально лежит в самой схеме переключения передач велосипеда и от него теперь никуда не деться.

Тем более, что большое (общее) количество передач не является самоцелью, гораздо важнее другое, чтоб трансмиссия обладала непрерывной прогрессией в нагрузке, чего можно добиться только исключительно минимальным расхождением, между количеством зубцов звездочек на задней кассете.

Как производится настройка заднего переключателя скоростного велосипеда Шимано: подробная инструкция

Среди новичков бытует мнение, что лучше не лезть в механизм переключения. Аргумент – не умею, все собью. Однако бояться нечего – самостоятельная регулировка тормозов на горном байке не сложнее наладки трансмиссии. К тому же, индексная система переключения передач сконфигурирована таким образом, что сломать ее нельзя. Процесс стоит начинать с подготовительных мероприятий.

Подготовка к операции

Грамотная наладка немыслима без очистки механизмов. Иногда достаточно тщательной чистки привода для перевода перебора передач в адекватное русло. Очистительные мероприятия заключаются в следующем:

  • Почистить перебрасыватель и кассету.
  • Вымыть цепь и нанести на нее смазку.
  • Отмыть ролики от старой смазки.

В завершение подготовительного этапа настройки переключателя задней трансмиссии Шимано производится отсоединение дерейлера от троса – выкручивается винт и тросик отводится в сторону (снимать его не обязательно). Перед этой операцией установить самые маленькие звезды сзади и спереди, руководствуясь рекомендациями, как правильно переключать передачи на велосипеде без вреда механизмам.

Технология регулировки заднего переключателя на примере Shimano Tourney

Для полноценной отладки механизма специалисты рекомендуют снимать цепь. Это общий случай. Вникнув же в суть проблемы потери работоспособности, эта манипуляция может и не потребоваться.

Начальная настройка

Суть базовой наладки – выставить граничные положения переключателя. В этом случае желательно цепочку снять – так будет удобнее. Став сзади велосипеда, выполняем такие операции:

  • Винтом регулировки ограничения самой высокой передачи (Н) добиться расположения в одной плоскости роликов перебрасывателя и самой маленькой звезды кассеты. Есть один секрет – если устройство не новое и располагает люфтами, ролики выставляются не в одну линию с крайней звездой кассеты, а со смещением от втулки буквально на волосок.
  • Преодолевая усилие пружины, переместить рукой дерейлер в крайнее левое положение (ближе к втулке) и, вращая винт L, обеспечить совмещение плоскости роликов с линией самой большой звездочки. Опять же, если наблюдалось затрудненное перебрасывание на заднюю звезду с наибольшим количеством зубьев, переключатель стоит сместить на несколько микрон ближе к спицам.
  • Поставить цепь.

Окончательная регулировка

Перечисленные переходы обязательно выполняются при установке нового «переклюка». Отдельную актуальность базовая наладка может приобрести в случае глубокой ревизии привода, рубашек и тросов, но не всегда. Главный критерий возникновения потребности в регулировке ограничительных точек – нарушение четкости перехода цепи в крайние положения.

Дополнительные приспособления

Обычно настройка на нормальную работу заднего переключателя Шимано ограничивается быстрой подналадкой. Для ее выполнения необходимо вывесить заднее колесо, для чего потребуется одно из перечисленного:

  • Ремотная стойка.
  • Подставка для заднего колеса.
  • Гладильная доска.
  • Помощь друга.
Теоретические и практические аспекты юстировки

Суть окончательной регулировки или подналадки в процессе эксплуатации – задать требуемое для отличной работы манетки натяжение троса. Добиться этого можно путем совершения таких манипуляций:

  • Натянуть рукой трос и затянуть винт на переключателе. Тросик должен попасть в канавку шайбы болта.
  • Выставить на штифтере задней трансмиссии вторую передачу.
  • Откручивать барабан натяжения троса, находящийся либо на манетке, либо на перебрасывателе до тех пор, пока цепь не будет уверенно находиться на второй звезде (натягивать тросик).
  • Проверить четкость перебора передач, переключаясь с первой на вторую и обратно. Если цепочка плохо переходит со второй на первую – натянуть трос. В обратной ситуации – ослабить натяжение тросика.

Конструкция системы SIS Index такова, что отрегулировав переключение на двух звездах, автоматически настраивается корректный переброс на всем пакете.

Назначение заднего переключателя скоростей

Задний переключатель скоростей или дерайлер – устройство перекидывания передач, дающее возможность для перемещения цепи, пропущенной через ролики и рамку по звездочкам трещотки или задней кассеты. Цепь велика перекидывается при передвижении переклюка по осевой части трещотки или кассеты. Кроме того, есть возможность передвижения устройства в вертикальной плоскости, чтобы поддержать постоянный интервал между роликом и задними звездочками.

Чаще всего, в заднем переключателе скоростей велосипеда применяется привод тросового типа (он может быть электрическим или с гидравликой). Переключение устройства с маленьких звездочек к большим осуществляется натяжением троса, а в обратном направлении – при помощи натяжения цепи.

Выполнять переключение скоростей нужно в процессе вращения педалей велика, с минимальной нагрузкой. В этом случае задний дерайлер прослужит дольше, а переход от одной скорости к другой будет четче.

Как правильно переключать передачи на велосипеде?

Правила переключения передач просты и не столь многочисленны:

  1. Переключаться нужно только при движении велобайка. Если педали не крутить, то ничего не произойдет.
  2. Переключаясь, нагрузка на велосипедную цепь не должна быть большой. Переключение должно происходить мягко и плавно.
  3. Не переключаться, поднимаясь в гору. Скорость нужно выставлять заблаговременно.
  4. Правильное переключение скорости — это ступенчатое переключение, т.е. за один раз — одна скорость. Это сбережет цепь и нервы.
  5. Если у Вас классическая система (3х8), то каждой передней звезде свои персональные задние звёзды. Это убережёт от перекосов цепи.

Большая передняя звезда используется при “крейсерском” ходе. Средняя нужна при плохом асфальте, на грунтовых дорогах и т.д. Малая звёздочка неоценима при крутых подъёмах, при езде по песку, высокой траве и т.д.

Можно установить на велосипед самые дорогие переключатели, оборудовать его наикрутейшими шифтерами, но ездить на нём будет невозможно. А другой неказистый с виду байк, собранный из неизвестных компонентов, но сделанный настоящим мастером, будет “катить”, приятно шелестя трансмиссией.

Переключение скоростей на велосипеде — это сложная и органичная система. Её невозможно разделить на отдельные элементы: всё должно соответствовать друг другу, и тогда велобайк “полетит”.

Область применения

Наиболее всего втулки, имеющие планетарные передачи, находят широкое распространение среди велосипедов городского или прогулочного типа. Передвижение по дорогам без резких и крутых подъёмов, с твёрдым ровным покрытием, не имеющих выбоин и ям на велосипедах с данной системой трансмиссии будет максимально комфортным.

Особенно подобное оснащение подойдёт людям, не стремящимся к высокоскоростной езде. Людям, не желающим постоянно следить за чистотой и уровнем изношенности трансмиссии своего велосипеда, такая система тоже станет оптимальным вариантом.

Тяжесть приспособления усложняет его использование на байках, предназначенных для велоспорта. Езда на планетарном велосипеде по ухабистым дорогам будет сопровождаться заметным дискомфортом.

Из-за этого спортсмены, гонщики и любители покорять извилистые горные дороги отдают предпочтение классической звёздочной трансмиссии.

Оптимальным будет брать велосипед с таким оснащением, если его назначение — перемещаться по городу или сельской местности с нормальными дорогами.

Как настроить задний переключатель скоростей

Все работы по настройке заднего переключателя скоростей удобно проводить, когда заднее колесо велосипеда приподнято вверх. Для этого можно воспользоваться подножкой (если таковая предусмотрена конструктивно), либо установить двухколесное транспортное средство на обычной гладильной доске, либо воспользоваться помощью друга.

Рассматриваемый процесс нужно проводить поэтапно.

Подготовка

Сначала необходимо установить цепь на среднюю звездочку спереди, а на самую маленькую звездочку – сзади. Теперь внимательно осматриваем задний перебрасыватель – его нужно тщательно очистить от грязи, застрявших травинок и палочек. Цепь отмывается и смазывается, кассета не просто очищается от грязи, но и продувается от пыли – даже эти простейшие манипуляции приведут к улучшению работы заднего переключателя скоростей на велосипеде.

Освобождение тросика

Чтобы это осуществить, достаточно до упора вкрутить винты натяжения на заднем перебрасывателе и на руле возле манетки, а затем вытянуть тросик из зажимного винта крепления.

Специалисты не рекомендуют полностью снимать освобожденный тросик велосипеда, но вот осмотреть его на предмет повреждений (в случае их обнаружений, трос придется полностью заменить) и тщательно смазать его, предварительно очистив от грязи, нужно обязательно.

Установка предела хода на самую маленькую звездочку

Для этого нужно присесть сзади велосипеда и проворачивать регулировочный винт с маркировкой «Н», одновременно с этим перебрасыватель устанавливается так, чтобы и ролики, и самая маленькая звездочка в колесе находились на одной линии.

Обратите внимание: в осуществлении этого процесса есть одна хитрость – если велосипед достаточно долго эксплуатируется и перебрасыватель не отличается новизной, то качественно отрегулировать его можно, выставив рамку не по прямой линии, а  сместив ее вправо от колеса буквально на 1-2 мм. Проверить правильность установки предела хода на самую маленькую звездочку можно вращением колеса: цепь не будет соскакивать в сторону, а весь механизм будет работать практически бесшумно

Проверить правильность установки предела хода на самую маленькую звездочку можно вращением колеса: цепь не будет соскакивать в сторону, а весь механизм будет работать практически бесшумно.

Регулировка натяжения троса

Такая регулировка выполняется буквально в 2 действия:

  1. Натягиваем тросик и фиксируем его крепежным болтом. Причем, делать это нужно рукой, плоскогубцы применять в данном случае неуместно.
  2. Вращаем пустотелый винт с барабанчиком и натягиваем трос таким образом, чтобы при одном щелчке и нажатии манетки перебрасыватель легко и беспрепятственно(без задержек даже на секунду) переходил с одной звездочки на другую и обратно.

Стоит отметить, что процесс регулировки натяжения троса занимает несколько минут – достаточно настроить правильный переход только между двумя соседними звездочками, а все остальное будет работать автоматически.

Обратите внимание: в некоторых моделях велосипедов для тросика в зажиме предусмотрена канавка – проследите при регулировке, чтобы он лег точно в нее, а не был пережат в неправильном положении

Установка предела хода на самую большую звездочку

Делается все строго по инструкции:

  1. Чтобы ничто не мешало ходу перебрасывателя, ослабляем регулировочный винт с маркировкой «L».
  2. Медленно проворачиваем педали и одновременно перебрасываем цепь на самую большую звездочку сзади.
  3. Проворачиваем регулировочный винт с маркировкой «L», тем самым добиваясь выравнивания перебрасывателя в положении, когда его ролики и самая большая звездочка кассеты находятся на одной линии.

Обратите внимание: в данном случае, если перебрасыватель уже сильно изношен, для облегчения процесса установки/регулировки нужно сместить его рамку по направлению к колесу. Во многих случаях именно такого минимального смещения рамки и не хватает для перебрасывания цепи в нужное положение

Регулировка натяжителя цепи

Процесс этот простой и даже неопытный велосипедист, далекий от принципа ремонта своего транспортного средства, справится с ним за несколько минут. Что нужно сделать:

Цепь переводится на самую маленькую звездочку спереди и самую большую сзади.
Обращаем внимание на вращение роликов натяжителя – если в момент перебрасывания цепи он задевается за звезду в кассете, то нужно закрутить винт натяжения цепи. Путем этого действия устанавливается зазор между цепляющимися элементами в 5 мм.
Цепь переставляется на самую большую звездочку спереди и самую маленькую сзади, попутно проверяется уровень натяжения цепи в таком положении.

Цепь

Файл:Chain.gif Велосипедная цепь

Новая цепь

Велосипедная цепь предназначена для передачи, по возможности с малыми потерями, крутящего момента с ведущей звездочки велосипеда на ведомую. При этом степень эффективности цепи может составлять до 98 %. Цепь может также быть частью переключателя скоростей.

Конструкция цепи

Конструкция цепи 1. Наружная пластина 2. Внутренняя пластина 3. Валик (пин) 4. Втулка 5. Ролик

Велосипедные цепи различаются шириной и расстоянием между осями (пинами) скрепляющими звенья цепи. Ширину цепи определяет количество ведомых звездочек на кассете следующим образом:

Количество звезд в кассете Ширина цепи, мм
1 8.7 – 11.0
4-5 8.7
6 7.8
7 7.3
8 7.1
9 6.6
10 6.2
11 5.5

Обслуживание цепи

Цепь необходимо периодически промывать, смазывать, а каждые несколько тысяч километров — менять, так как в процессе эксплуатации цепь растягивается, а диаметр звездочек уменьшается из-за износа и при работе цепь начинает “наезжать” на зуб. Показателем того, что цепь надо заменить, является удлинение её на 0,5 %. Если под рукой нет специальных измерительных инструментов, оценить степень износа цепи можно, установив цепь на большую ведущую звезду и попробовав оттянуть и сдвинуть её вбок от зубьев. Если освобождается более 3-4 зубьев, цепь (или звездочка) считается критически изношенной. Ещё один хороший метод измерить износ цепи: измерить длину 12 звеньев в центрах оси. Если это значение равно 304 мм или 1 футу, то цепь считается не изношенной. Если её длина увеличилась на 4 мм, то цепь считается изношенной и подлежит замене.

  1. Растворитель 646 (или 647, 650 - любой)  2. Бутылка пластиковая (полтора литра)  3. Стиральный порошок (любой)

Что мы делаем :

  1.Снимаем цепь и кидаем её в бутылку  2.Заливаем (около 50 грамм) растворитель  3.Болтаем бутылку минут 5  4.Сливаем раствориетель. (можно использовать повторно поскольку используется не для чистки, а для размягчения грязи и пока он будет стоять то вся грязь оседает и он становится опять прозрачным).  5.Заливаем миллилитров 300 хорошо-тёплой воды  6.Кидаем полторы чайных ложки стирального порошка  7.Болтаем бутылку минут 5  8.Сливаем воду  9.Повторяем пункты 5,6,7,8 по необходимости 10.Сливаем грязную воду из бутылки и  промываем цепь водой (можно прямо в этой же бутылке) 11.Разрезаем бутылку - извлекаем кристально чистую цепь 12.Сушим её на батарее или феном или на горячей комфорке электроплиты (но не раскалённой) или в другом тёплом месте (чтобы выгнать воду во избежание ржавления) 13.Ставим на место цепь и  смазываем 14.Ещё снаружи можно  протереть цепь промасленной тряпочкой (в масле для швейных машинок) - исключительно чтобы предотвратить коррозию.

По поводу смазки для цепи: суть всего – смазка должна находиться внутри цепи, т.е. под роликами. Снаружи смазка совсем не нужна, разве только тонким слоем чтоб защитить от коррозии. Смазку лучше покупать специальную, двухкомпонентную. При нанесении её на цепь легкоиспаряемый растворитель улетучивается и консистентная смазка остаётся там где и ей необходимо находиться – под роликами. Хорошими и наиболее популярными производителями являются Finish line и Pedros. В среднем цепь нужно смазывать каждые 150 км, в случает езды во время дождя, то чаще.

SHIMANO для городских или гибридных моделей

Отдельно от горных и туристических в особую группу можно выделить оборудование, предназначенное для городских или гибридных моделей. Такое решение принято ввиду особой популярности разновидности в больших городах.

Capreo

Трансмиссия узкого назначения, разработанная специально для комфортного применения в складных велосипедах среднего уровня.

Узлы трансмиссии отличаются измененными передаточными числами относительно серийных внедорожных конструкций.

Кассеты рассчитаны на 9 позиций, а шатуны обычно состоят из 1 или 3 звезд.

Применяется на байках стоимостью в районе 100000 – 150000 рублей.

манетка SHIMANO Capreo
Достоинства:

  • обеспечение оптимальной производительности на дорожных моделях;
  • умеренная стоимость.

Недостатки:

очень узкая сфера предназначения.

Nexus

Представитель городского класса. В серию входит трансмиссия планетарного типа, разработанная специально для городских велосипедов В комплекте имеется несколько различных модификаций на 3 передачи. Здесь имеются втулки с ножным тормозом и без него.

Многих пользователей радует большая несущая способность конструкции – максимальная нагрузка на оси до 120 кг. Также стоит выделить простоту обслуживания, для втулки достаточно заменить смазку перед сезоном и можно колесить без опаски поломок весь год.

Оборудование часто встречается на моделях велосипедов, рассчитанных на городскую езду каждый день.

Некоторые механики отмечают феноменальную живучесть установки – без обслуживания «планетарка» способна ездить несколько лет. Общий срок эксплуатации может превышать 30000 км, в зависимости от ухода.

Стоимость в магазинах колеблется в районе 3500 – 5000 рублей.

манетка SHIMANO ]Nexus
Достоинства:

  • феноменальная живучесть;
  • элементарное обслуживание;
  • не требует частой калибровки.

Недостатки:

общий вес конструкции.

Alfine

Не такая популярная, но более продвинутая линейка оборудования. Конструкции содержат 11 передач и используются туристами или спортсменами.

Продвинутая серия обладает повышенными характеристиками относительно агрегатов Нексус, а также имеет меньший вес. Отдельно можно упомянуть, что модельный ряд часто применяется не только в городских конструкциях велосипедов. Некоторые бренды устанавливают данные планетарки на горные велосипеды.

Относительно более простых моделей Шимано для данного класса байков использует технологию конических шестерен, что позволяет более плавно переключать передачи и затрачивать меньше времени на процедуру. Также вместо обычной густой смазки здесь применяется масляная ванна, что помогает продлить жизнь редуктору и в три раза увеличить интервал сервисного обслуживания установки.

манетка SHIMANO Alfine
Достоинства:

  • превосходное качество переключения;
  • совместимость с горными моделями;
  • применение флагманских разработок.

Недостатки:

кусается ценник.

Материалы

От материала из которого изготовлен задний переключатель скоростей велосипеда зависит его прочность, долговечность и стоимость. По материалам изготовления переключатели можно разделить на следующие категории:

  • Сталь применяют при изготовлении задних переключателей самого низкого уровня. Такие переключатели обычно самые дешевые, но и самые недолговечные.
  • Алюминиевые сплавы применяются в задних переключателях среднего уровня. Некоторые детали у таких переключателей могут изготовляться из стали (регулировочные болты, возвратная пружина, одна из щечек рамки).
  • Самые прочные и дорогие переключатели имеют титановую пружину и рамку из углепластика.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Master Plus
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: