Прицеп для перевозки пчел: виды, как сделать своими руками, модели кочевых пасек

Плюсы и минусы кочевой пасеки

Какая пасека лучше — стационарная или передвижная, каждый пчеловод решает сам. Разберемся в преимуществах и недостатках пасеки на колесах.

Плюсы при использовании кочевой пасеки:

  • Кочевая пасека отличается от стационарной мобильностью (легко собирается, разбирается, перевозится).
  • Есть возможность получить больше меда, чем при стационарном размещении. Ульи перевозятся к местам с большим количеством медоносов.
  • Больше возможностей получить монофлерный мед (из 1 вида растений) — липовый, гречишный, донниковый.
  • Еще одна особенность — есть возможность выбора экологически чистых мест.

Минусы кочевой пасеки:

  • Увеличение расходов на покупку и содержание транспорта (бензин, ремонт).
  • Необходимость приобретения дополнительного инвентаря — поилок, подставок для ульев.
  • Некомфортное проживание в походных условиях;
  • Трудоемкость погрузки, разгрузки ульев, подготовка площадки под них.
  • Износ ульев при частых переездах.
  • Необходимость в охране стоянки.

Прежде чем вложить деньги в производство меда, нужно хорошо изучить вопрос — как организовать пасеку с нуля начинающим пчеловодам, чтобы избежать типичных ошибок.

Разновидности

На сегодняшний день существуют следующие виды прицепов, которые используют для того, чтобы бы осуществить перевозку пчел с ульями на близкое и дальнее расстояния:

  • Прицеп для перевозки ульев, крепящийся на легковую машину.
  • Специальная платформа, на которую можно выставить домики.
  • Специально сконструированный пчелопавильон.

Для легкового авто

Именно легковые авто можно использовать для кочевого пчеловодства, когда пасека не слишком большая и перевезти ее нужно на незначительное расстояние.

Но необходимо учитывать следующие особенности, которые помогут сохранить насекомых в рабочем состоянии и не допустив у них лишнего стресса:

  • На днище пчелоприцепа выкладывают какой-либо амортизационный материал, например, солому. Она снижает интенсивную вибрацию домиков.
  • Размещать ульи таким образом, чтобы соты в рамках располагались торцом по ходу движения, а не всей плоскостью.
  • Между двумя соседними домиками необходимо выдержать при постановке на пчелоприцеп расстояние минимум в 10 см.
  • При погрузке и разгрузке ульев на прицеп для легкового автомобиля, соблюдать все меры безопасности и стараться излишне не трясти и не наклонять ульи.
  • Рамы должны быть максимально жестко закреплены, чтобы они оставались в неподвижном состоянии.
  • При движении пчеловодческий прицеп для легкового автомобиля должен идти со скоростью не более 50 км/ч.

Для грузового авто

Для грузового авто может быть оборудован специальный прицеп для перевозки пчел с ульями. Он может покупным или самодельным. Отлично, если продуман погрузчик для ульев или специальный манипулятор. Это существенно облегчит выгрузку и погрузку домиков.

Платформа

Так как перевозить пчел можно и на платформе, следует учитывать, что она может быть одноосной или двухосной и располагать в себе одновременно до 50 конструкций.


Преимущества ее использования заключаются в:

  • Возможности создания многоярусной конструкции размещения домиков.
  • За счет верхнего каркаса можно натянуть специальное укрытие, которое защитит пчелосемьи от палящего солнца или дождя.

Павильон

Удобно перевозить пчел в специально оборудованных платформах. Они могут быть следующих видов:

  • Стационарные. В этом случае конструкция не имеет колес, а выставляется на определенное место, где и обслуживается пасечником. Вывозится один раз на длительный промежуток времени.
  • Передвижная платформа для перевозки пчел. Имеет колесную базу. Оснащена рабочей и бытовой частью.
  • Кассетная платформа для перевозки ульев имеет специально отведенные секции (ячейки) под домики.

Правила перевозки

Перед тем, как изготовить конструкцию прицепа или платформы, необходимо четко себе представлять те требования, которые выдвигаются правилами дорожного движения к передвижению таких транспортных средств. Габариты не должны превышать установленные параметры. К тому же, собственник прицепа должен максимально часто проводить его технический осмотр и выравнивать искривляющиеся элементы.

Важно при транспортировке соблюдать все правила перевозки:

  • Не превышать скорость.
  • Не идти на обгон, так как это создает виляющее движение, которое способно не только опрокинуть всю конструкцию и погубить пчелосемьи, но и привести к серьезной аварии.
  • Так же нельзя резко осуществлять торможение. Это вызывает неравномерное распределение нагрузки у перевозимого груза.

Опираясь на представленную информацию можно без труда подобрать себе транспортное средство в виде прицепа, платформы или павильона и реализовать на своей пасеке кочевое пчеловодство.

Практическая инструкция по созданию пчелоприцепа своими руками. В этой статье представлены все необходимые материалы для постройки и инструкция по сборке с фотографиями.

Пчёлоприцеп служит для перевозки и размещения пасеки и удобен тем, что при необходимости, позволяет перемещать пасеку по мере цветения тех или иных растений.

Особенность кочевой пасеки с ульями лежаками

Отличный урожай даже в самых суровых условиях

Ульи лежаки имеют горизонтальное устройство. Выпускают с 10, 12, 15, 20, 25 рамками. Чаще используются в стационарном пчеловодстве, но, любители кочевать со своей пасекой на медосбор, также применяют такую конструкцию.

Преимущества ульев лежаков:

  • Удобны при перевозке, более устойчивы, не могут опрокинуться.
  • Имеют простую конструкцию, широкий удобный леток.
  • Имеют плоскую крышу. Компактно располагаются в транспорте.
  • В них быстро наращивается масса пчелиной семьи.
  • Количество меда в 2 раза превышает показатели по другим ульям.
  • С ними легче предупредить роение.
  • Удобны при переноске вдвоем.

Смотрите видео об особенностях конструкции ульев лежаков

https://youtube.com/watch?v=hRTCGU3gVdQ

Так выглядит улей лежак

Чертежи разных видов тележек

Перед вами разные чертежи, на основе которых своими руками можно подготовить необходимое устройство.

Чертеж №1. Тележка-подъемник

Тележка состоит из: 1- сварной рамы; 2 – колес; 3 – втулок, которые имеют зажимные винты; 4 – ручки; 5 – регулировочных труб; 6 – дополнительного упора; 7 – П-образного стояка; 8 – грузового крючка; 9 – гайки; 10 – болтовых отверстий; 11 – верхнего передвижного блока; 12- отверстий, расположенных вверху; 13 – барабана; 14 – ручки; 15- упора под ручки; 16, 17 – отверстий, расположенных снизу; 19 – крепления для лебедки; 20 – отверстий для регулировки труб.

Чертеж № 2. Обычная одноосная тележка

1 — рама из труб диаметром 20 мм; 2 — колеса; 3 — деревянная платформа; 4 — захваты; 5 — крылья из листового железа толщиной 3 мм.Можно возить груз до 100 кг.

Готовые модели

Если есть такая возможность, то лучше всего приобрести готовые прицепы для ульев под легковой или грузовой автомобиль. Рассмотрим наиболее популярные модели.

817730.001

Это двухосная конструкция, которая высоко устойчивая и практически не имеет раскачивания, что является важным фактором при перевозки пчел в ульях на легковом авто. Крепление осуществляется через дышло V-образной формы. Грузоподъемность такого прицепа составляет до 450 кг.

Прогресс

У данной конструкции имеются борта высотой 0,15 м. Рессоры достаточно хорошо амортизируют неровности дороги, что позволяет осуществлять переезд по не совсем комфортной и ровной местности. Способен взять на свой борт 560 кг груза.

Тандем

Данная конструкция также является двухосной, но габариты ее существенно больше, чем у предыдущего изделия. При постановке ульев по длинный боковым сторонам, между рядами остается проход шириной около 1 м, что позволяет достаточно удобно работать пасечнику.

С помощью данного прицепа для перевозки пчелиных ульев, транспортировку можно осуществлять, как на ближнее, так и на дальнее расстояния.

Ось

Второе название этой конструкции «Пасека седельная». Она позволяет размещать домики в несколько рядов, не ухудшая их вентиляцию. Грузоподъемность у нее солидная и составляет 1,5 тонны.

К тому же из преимуществ стоит отметить наличие выдвижной кассеты, которая позволяет еще дополнительно разместить 8 ульев.

МЗСА

Данный тип платформы имеет одноосную колесную базу. Способен перевести 360 кг. По бортам устанавливаются специальные профильные конструкции, которые дают возможность удобно разместить домики. По передней и задней бортовой поверхности имеются плоскости, которые можно разложить до горизонтального положения и совмещения со дном прицепа. Это позволяет увеличить рабочую плоскость и обеспечивает дополнительный комфорт.

Подготовка к транспортировке

Перевозка пасеки – ответственная задача, к которой нужна особая подготовка. Сначала выбирают место, потом готовят транспорт, ульи и инвентарь. Если плохо подготовиться к транспортировке, есть риск потери пчёл и поломки их домиков.

Особенности нового места

Главный аспект при выборе места для пасеки – вид и количество медоносных растений в доступной для пчёл близости. Чем больше в округе цветущих трав, деревьев, сельскохозяйственных культур, тем больше объём собранного мёда.

Требования к месту пасеки:

  • Наличие большой и ровной площадки, на которой свободно разместится конкретное количество ульев.
  • Отсутствие сквозняков, дождей, ветров и прямых солнечных лучей.
  • Водоём с чистой водой поблизости.
  • Высокий медоносный потенциал. Чем больше медоносов, тем реже придётся перевозить пасеку. Желательно, чтобы одни медоносы сменяли другие.
  • Оптимальный рельеф – холмистый. Меньше подходят равнины и плоскогорья.
  • Отсутствие карантинных ограничений.
  • Отдалённость от дорог, предприятий, жилых районов, других пасек.
  • Минимальное расстояние до старого места – 3-4 км. В противном случае пчёлы способны вернуться в знакомые им места.

Требования к транспорту

Выбор транспорта для перевозки пасеки зависит от количества ульев, частоты перевозок, наличия водительских прав (категории) и других факторов.

Требования к транспорту:

  • Для рентабельности передвижной пасеки необходим транспорт большой грузоподъёмности. Чтобы перевозить ульи общей массой более 0,75 т, водителю понадобятся права Е-категории.
  • Если пасечник имеет права С-категории, но хочет перевезти ульи своими силами, он должен переоборудовать транспортное средство надлежащим образом.
  • Транспортировать пасеку можно на тракторе с прицепом, но в этом случае понадобится получить специальное удостоверение. Категории В и С не помогут, так как только сам прицеп весит более 0,3 т.
  • Если у пасечника нет ни транспорта, ни прав на его вождение, проблема решается наймом перевозчика.

В качестве транспорта для перевозки пасеки часто используют списанную технику, например, старый автобус или другой вид транспорта, позволяющий за один раз разместить с десяток ульев.

Инвентарь

Кочевая сетка для улья

Для работы и перевозки передвижных пасек необходим разнообразный инвентарь. Для транспортировки:

  • кочевая сетка – она необходима для вентилирования ульев и предотвращения запаивания пчёл;
  • брусья – чтобы соединять ульи;
  • скрепы – чтобы крепить пчелиные домики;
  • строп-сетка – для обеспечения внешнего крепления (из неё также можно соорудить навес для будки пасечника).

Пасечники живут на выезде в специальных сооружениях – кочевых будках.

Чтобы установить и обслужить пасеку, понадобится оборудование и приспособления:

  • основной и запасной дымарь;
  • пульверизатор;
  • столярные инструменты;
  • пустые ульи;
  • роевни;
  • весы в кожухе;
  • фонарь.

Как подготовить ульи к перевозке?

Если перевозка осуществляется весной, пока нет жары, особых условий создавать не требуется. Достаточно укрепить в ульях рамки, чтобы предотвратить их сдвиг во время транспортировки.

Если ульи транспортируют летом, часть рамок может быть заполнена мёдом. Чтобы они не упали на расплод во время движения, их достают и устанавливают по периметру прицепа. Специальные разделители обеспечивают неподвижность.

Как готовят пчелиные домики к дальней перевозке:

  1. Если предстоит долгая транспортировка – более одной ночи – ульи накройте тентом, который защитит их от солнечных лучей и перегревания.
  2. Улучшите вентиляцию гнёзд, чтобы предотвратить перегрев внутри ульев. Рекомендуется увеличить объём улья или поменять «потолки» из досок на решётчатые рамы.
  3. Для предотвращения травм и гибели насекомых, позаботьтесь, чтобы в улье не было предметов, которые бы могли свалиться на пчёл. Проверьте качество закрепления сот, затворов и прочих составных частей пчелиного дома – каждый элемент должен надёжно фиксироваться.
  4. Все части улья, которые из-за вибрации могут отвалиться (соты, рамки), извлеките. Все несъёмные элементы зафиксируйте. Ничто не должно выскакивать из пазов, скользить или соприкасаться с другими поверхностями.
  5. Прежде чем грузить ульи, загоните в них пчёл. Если они будут противиться, воспользуйтесь дымарём. После обработки дымом пчёлы раздражаются и волнуются, приходится проветривать их жилища, а это перед перевозкой не приветствуется. Вместо дыма можно использовать воду.
  6. Если перевозятся большие ульи в весенний период, в пчелиные гнёзда подбавляют вощину. А при повышении температурного режима освобождают вверху пространство – примерно 10 куб. дм.

Реакция пчёл на переезд

Пчёл легко рассердить любым вмешательством в их жизнь. Шум мотора и перемещение домов с насиженного места крайне возмущает медоносных насекомых. Когда машина начинает движение, дополнительное раздражение у пчёл вызывают вибрации и нахождение в замкнутом пространстве.

У нервничающих пчёл происходит ускорение обменных процессов, потребности их организма в кислороде многократно возрастают. Именно из-за этого насекомые так упорно стремятся вылететь наружу. Они ищут малейшие щели, чтобы протиснуться.

Из-за возбуждённого состояния насекомых повышается температура внутри улья, мёда расходуется больше обычного, влажность стремительно повышается. Соты в таких условиях могут, оборвавшись, раздавить не только обычных пчёл, но и матку.

Инвентарь для кочевой пасеки

Инвентарь пасеки условно делят на 3 вида:

Инвентарь для осмотра семей пчел:

  • Стамеска из стали с загнутым концом — используется как рычаг для того, чтобы зацепить рамку; обратная заостренная сторона применяется для очищения рамок и пчелиных домиков;
  • Дымарь — состоит из цилиндрического корпуса, закрытого крышкой, мехов (роль поддувала для углей). В корпусе устройства находится стакан с отверстиями в нижней части. Он предназначен для сгорания “топлива”.

В качестве успокоительного для пчел используют сушеные мелиссу, мяту.

  • Щетка для сметания пчел с рамок, для уборки в весенний период. Должна быть мягкой, чтобы не нанести травмы насекомым;
  • Переноска рамок — фанерный ящик с крышкой и ручками для удобства переноски. Вмещает 8-10 рамок. Может быть использован для кратковременного размещения насекомых — отводка, снятого роя. Дополнительно предусмотрены леток и крышка-сетка.
  • Паяльная лампа или газовый баллончик — используются для обеззараживания ульев перед помещением в них семей пчел.
  • Вешалка-держатель — для подвешивания рамок при осмотре семьи (на 2-4 шт.).
  • Металлический захват — выполняет роль щипцов при извлечении рамок.
  • Холст — отрез хлопчатобумажной или льняной ткани. Им закрывают рамки в гнезде.

Инвентарь для ухода за матками:

  • Колпачок — используется для подсаживания племенной матки в семью, для изоляции матки при смене старой на молодую. Состоит из жестяного обода (диаметром 90, 120 мм), сетки и креплений.
  • Клеточка Титова — коробочка с сеткой, 2 отверстиями — входным и для корма. Используется для изоляции матки в гнезде, транспортировки, подсадки в новую семью, для защиты.
  • Решетка разделительная — пластина из белой жести или пластмассы размером 446×235 мм, имеет продолговатые отверстия, расположенные рядами.С помощью решетки разграничивают гнезда для выделения изолятора, вывода матки.

Инвентарь для работы с рамками:

  • Шило — в боковых рейках рамок делают отверстия, чтобы натянуть проволоку.
  • Лекало специальное — для наващивания рамок гребешком, катком или электрическим наващивателем.
  • Круглогубцы — для продевания проволоки в отверстия на рамке.
  • Каток со шпорой — для наващивания холодным методом. Состоит из валика и зубчатого диска.

Инвентарь для откачки меда:

  • Сито для процеживания меда (диаметр отверстий 1-3 мм).
  • Нож с широким плоским двусторонним лезвием — для распечатывания сот. Используется нагрев водой, паровой нож или электронож.

Инвентарь необходим не только в период активной жизни пчелиных семей, но и в ходе осенних работ на пасеке и подготовке к зимовке.

Смотрите видео о необходимом инвентаре для пасеки

Правила перевозки пчел

Прежде чем начать перевозку ульев, нужно знать: на чем будет производиться процесс, окрепла ли пчелиная семья для перемещения, погодный фактор, состояние дороги. Ульи должны хорошо вентилироваться, чтобы избежать перегрева.

Основные правила:

  • Прежде чем начать перевозку ульев нужно проверить наличие лицевой сетки, дымаря и топлива к нему, разведенной глины, спичек и воды, мешковины.
  • Подготовить пчелиные домики к переезду. Для этого из них нужно вынуть все лишнее. В вечернее время ульи загружают на прицеп. Рамки в улье должны располагаться параллельно относительно переднего борта. Сами домики привязать с помощью веревок, чтобы избежать раскачивания. Если перевозка осуществляется при прохладной погоде, то ульи с 8-12 рамками (не многокорпусные) утеплить. В остальных случаях утепление не нужно. Если погода жаркая, то перевозить лучше в ночное время.
  • Домики ставить на прицеп в ряды, между которыми выдерживать расстояние 10-15 см. Промежутки нужны для вентилирования ульев. Для этого достаточно проложить деревянные бруски данных размеров, разделив ряды.
  • Скорость перевозки до 70 км/час, если дорога разбита, то до 20 км/час. Во время движения избегать резких остановок.
  • На нужном месте, если необходимо, домики разгрузить на заранее подготовленную площадку. Установить крыши, если перед перевозкой они были сняты. Пчелам дать время успокоиться, а затем полностью открыть летки. С утра пчелиные семьи облетают новое место и принимаются за работу. Их домики нужно утеплить. Затем выявить рои, которые плохо перенесли дорогу и оказать им необходимую помощь. Первыми должны быть семьи в домиках с вытекающим медом.

Платформы для пчел своими руками

Не всех пчеловодов устраивают заводские конструкции прицепов, потому они задумываются, как сделать платформу для перевозки пчел своими руками. Взяв за основу автомобильный прицеп, пчеловоды чертят чертежи и по ним дорабатывают его, чтобы получилась полноценная платформа для перевозки ульев

Важное требование к такой платформе, чтобы ее ширина не превышала нормы прописанной в правилах дорожного движения. Прицеп удлиняют, чтобы повысить вместимость. Оптимальными считаются размеры 2,5 на 5,6 м

Оптимальными считаются размеры 2,5 на 5,6 м.

Материалы и инструменты

При сборке конструкции понадобятся:

  1. Прицеп к легковому автомобилю;
  2. трубы с прямоугольным сечением 2,5 х 5 см всего 12 м и 2 х 4 см всего 24 м;
  3. уголки 3 шт., 4 х 1,8 м и 2 шт., 3,5 х 2,4 м;
  4. трубы 3 шт., 20 х 2,4 м;
  5. пластиковые панели 24 шт., 10 х 1,8 м;
  6. металлические листы;
  7. доски на пол;
  8. саморезы.

Инструменты:

  • Сварочный инвертор;
  • дрель;
  • болгарка;
  • шуруповерт;
  • угольник.

Пошаговая инструкция

Чтобы изготовить платформу для перевозки ульев своими руками, необходимо выполнить следующие действия:

Трубы с прямоугольным сечением приварить вдоль прицепа, чтобы удлинить конструкцию на 1 м. Усилить амортизаторы и рессоры. Лучше, если на прицеп установить и то и другое. Сделать раму 2,4 х 1,8 м используя трубу 2,5 х 5. Чтобы рама не деформировалась, нужно установить ребра жесткости из тех же труб, приваренных через 0,5 м по всей конструкции. При помощи сварки скрепить раму с прицепом. Сделать разметку в длину, чтобы платформа стала разделена на 3 одинаковые части. В середине изготавливается выдвижная конструкция, рама которой сваривается из трубы с прямоугольным сечением 2 х 5 и тоже оборудована ребрами жесткости. Используя уголки 4 х 60 разделить места под пчелиные домики. На низ выдвигающейся рамы уложить металлический лист. Чтобы рама легко выдвигалась, к ней приделываются подшипники. Пол платформы собирается из досок, крепящихся саморезами. На все углы конструкции, при помощи сварки, закрепить стойки высотой 1,55 м каждая. Чтобы усилить крепление, к сцепляющему устройству платформы нужно приварить трубу 4 х 150 и пару уголков 4 см. Из тех же уголков сделать каркас для крепления настила крыши. Закрепить на каркасе пластиковые панели

Можно применить герметик, чтобы крыша не протекала, но это не столь важно, так как основная ее функция — создать тень над ульями. Свободное пространство под крышей можно оборудовать полками или ящиками, чтобы в них складывать мелкое оборудование или инвентарь пасечника

Выполняя сварочные работы, необходимо каждый раз прикладывать угольник. Все углы должны быть прямые — 90 градусов. Иначе конструкция перекосится, выдвижная рама станет заедать, и придется все переделывать. Все размеры можно изменять, чтобы сделать платформу более удобной для индивидуального применения.

Метки: Кочевое, Пасека, Перевозка, Пчеловодство

Особенности использования прицепов

Автомобильные прицепы, выполненные собственноручно, необходимо использовать только по назначению, соблюдая масштаб изделия, который не должен превышать максимально дозволенные рамки ПДД. Необходимо как можно чаще проводить осмотр прицепа, заключающийся в выравнивании искривлённых деталей, повреждённых вследствие ударов при движении по кочкам, и подтягивать крепления.

При буксировке пчелиных семей недопустимо превышать скорости — это приведёт к виляющему движению повозки. При передвижении нельзя резко тормозить, а также неравномерно распределять перевозимый груз, иначе повозка опрокинется.

Вам будет интересно узнать, как сделать павильон для пчёл своими руками.

Виды прицепов для перевозки пчелиных ульев

Существует несколько вариантов пчеловодных прицепов, отличающихся особенностями конструкции. Ниже рассмотрены типы прицепов для транспортировки ульев.

Их можно держать там на протяжении всего сезона цветения медоносов. Приобретя такую модель, пчеловод подвергает ее доработке – обустраивает крышу, монтирует механизм для упрощения установки пчелиных домиков и снятия их с прицепа.

Легковые пчелоприцепы удобны своим малым весом и простотой транспортировки. Минус этого варианта – ульи при перемещении подвергаются значительной тряске, и надо позаботиться о качественной фиксации их ремешками. К тому же эти прицепы менее вместительны, чем другие типы, и для перевозки большого числа пчелиных домов придется совершить несколько поездок.

Павильон для пчел

Конструкция павильона не привязана к транспорту и предоставляет возможность постоянного пребывания пчелиных семей. Пространство в пять квадратных метров позволяет разместить полсотни ульев.

Обязательно почитайте:

Пчелиные колоды: их размеры, особенности, как сделать своими руками, виды

Павильоны бывают:

  • стационарными (не приспособлены для мобильного пчеловодства);
  • на колесах (подходят для кочевки и перемещения ульев ближе к местам произрастания нужных растений для сбора насекомыми нектара);
  • кассетными (оснащены отсеками для установки ульев).

Платформа для пчел лучше всего приспособлена для организации кочевой пасеки. Она целенаправленно сконструирована для транспортировки пчел и позволяет переносить размещенные ульи на большие расстояния и обладает наибольшей продуктивностью с точки зрения объема медосбора: даже в бедных на растения-медоносы регионах можно получить 50 кг меда.

Преимущества платформы:

  • отсутствие потребности в загрузке и выгрузке ульев;
  • возможность оснащения системы крышей, защищающей от осадков и солнца;
  • меньшая выраженность тряски пчел при езде (по сравнению с легковыми прицепами) благодаря меньшему весу установки – благодаря этому насекомые чувствуют себя спокойнее, и путешествия не становятся для них стрессом;
  • благодаря большей полезной площади за один раз перевозится большее число ульев.

Перевозки ульев очень важны для процесса пчеловодства, но несоблюдение правил при транспортировке может навредить насекомым, поэтому, приступая к кочеванию, необходимо хорошо подготовиться.

Существуют такие виды прицепов, предназначенных для перевозки ульев:

  • прицеп легкового авто;
  • платформа;
  • павильон.

Перемещать ульи на небольшое расстояние можно самостоятельно с помощью тележки — такая транспортировка на маленькой телеге будет многим вполне по силам.

В кузове грузового авто осуществляют транспортировку ульев на большие расстояния. Маленькие пасеки можно перевозить в прицепе легкового автомобиля.

Знаете ли вы?Одна пчелиная колония насчитывает 50 тыс. особей и весит 5 кг.

Чтобы при переезде не нанести вред пчёлам, необходимо соблюдать такие рекомендации:

Для уменьшения воздействия вибраций на насекомых при движении машины нужно устелить днище платформы соломой. Соты должны размещаться параллельно бортам машины. Соблюдайте интервал между ульями в 10 см

Грузить и выгружать пасеку следует с предельной осторожностью. При движении автомобиля рекомендовано выдерживать скорость не более чем 50 км/ч

Плотно укрепите рамы, чтобы при движении они были неподвижны

Плотно укрепите рамы, чтобы при движении они были неподвижны.

Платформа

  • Достоинства использования платформы:
  • может быть многоярусной;
  • есть возможность установки накрытия, оберегающего ульи от дождя и солнца;
  • вертикальное расположение пчелиных домиков позволяет упростить процесс извлечения сот.

Павильон

Транспортировочный павильон не только служит средством перемещения пчелиных домиков, но и является их постоянным местом хранения. Обычно павильоны разделяют на рабочую и бытовую части. Павильон объёмом в 45 м³ может вмещать 30 домиков, размещенных в 3 яруса по 5 домиков с каждой стороны платформы.

Выделяют 3 вида павильонов:

  • стационарные, которые не имеют колёс для перемещения;
  • передвижные;
  • кассетные — имеют ячейки под пчелиные домики.

Как собрать прицеп для пчел своими руками

Чтобы изготовить прицеп для перевозки пчёл своими руками, для начала необходимо сделать чертёж. Также вам понадобится готовая повозка или конструкция, напоминающая тележку. Специалисты-пчеловоды рекомендуют использовать прицеп. Например, прицеп от «ОЗПТ-Сармат».

Итак, для изготовления прицепа вам понадобятся:

  • труба профильная 25×50 мм. — 12 м.;
  • труба профильная 20×40 мм. — 24 м.;
  • уголки 4×180 мм. —2 шт.;
  • уголки 4×60 мм. —10 шт.;
  • железные петли — 10 шт.;
  • труба круглая 20×240 мм. — 3 шт.;
  • панели из пластика 10×180 см. — 20 шт.;
  • лист стали, размер которого рассчитан по чертежу в зависимости от габаритов изделия;
  • подшипники — 8 шт.;
  • фанера толщиной в 16 мм. для формирования дна в прицепе;
  • сварочный аппарат.

Первым этапом изготовления прицепа для пчёл будет увеличение длины его основания на 1-1,5 м. Для этого понадобится профильная труба. После этого на сам прицеп нужно установить ходовую часть.

Пошаговая инструкция по сборке прицепа:

В первую очередь необходимо изготовить раму-основание для прицепа. Здесь понадобится профильная труба 25х50 мм. Габариты готовой конструкции должны быть 2,4х1,8 м

ВАЖНО! Для обеспечения максимальной надёжности прицепа, через каждые полметра необходимо закрепить профили 20х40 мм. Приваривать трубы необходимо поперёк основанию прицепа.
Следующим шагом будет закрепление полученной конструкции непосредственно к раме прицепа

Для этого понадобится сварочный аппарат. После того, как сварочные работы будут завершены, разделите полученную конструкцию на 3 части и нанесите разметку.
Дальше нужно создать движущиеся салазки, предназначенные для размещения на них ульев с пчёлами.
Из профильной трубы 25х50 мм. нужно вырезать и изготовить движимые салазки.
Далее с помощью уголков 4х60 мм. нужно сделать места для размещения ульев. Делается это путём приваривания уголков к днищу прицепа. С каждой стороны должно получиться по 5 мест для ульев.
Учитывая размещение только что приваренных уголков для ульев, на их уровне с помощью сварочного аппарата закрепить по 5 петель с каждой стороны. Они служат для фиксации погруженных на прицеп ульев и обеспечивают безопасность перевозки пчёл.
На следующем этапе необходимо выложить дно полученной конструкции листом железа. ВАЖНО! Заранее определите необходимые габариты металла, исходя из чертежа готового прицепа.
На следующем этапе понадобятся подшипники. Равномерно распределите их на раме конструкции. Это обеспечит подвижность салазок.
Теперь, когда основные движущиеся части прицепа готовы, необходимо выстелить дно конструкции фанерой толщиной 16 мм., поверх металлического листа.
Дальше приготовьте профильные трубы 20х40 для стоек. Их необходимо равномерно распределить по углам прицепа и приварить. Длина труб при этом должна быть не менее 1,55 м.
Там, где будут размещаться салазки с каждой стороны готовой конструкции, приварите по 2 стойки из той же профильной трубы 20х40 мм. Высота стоек при этом должна быть 1,65м.
Теперь практический готовый прицеп нужно укрепить трубой (круглой) 20х240. При этом её необходимо фиксировать через дышло конструкции.
К только что установленной трубе приварите по 2 уголка 4х180 с каждой стороны.

Вот и всё! Ваш прицеп для транспортировки пчёл готов. Последним этапом работ будет создание основания для тента. Для этого используйте все оставшиеся уголки. В качества тента можно использовать пластиковые панели.

Каждый пчеловод со стажем просто обязан иметь в своём распоряжении прицеп для транспортировки пчёл и ульев, чтобы обеспечить им комфортный переезд и получать максимальный «урожай» мёда.

Для чего нужно перевозить пчёл?

Каждый пчеловод знает, что смена местоположения ульев является одним из главных условий для нормального функционирования и развития пчелиных колоний. Кроме того, изменение среды обитания влияет на качественные показатели мёда. Часто медоносные поля располагаются вдали от пасеки, и пчёлам сложно преодолевать длинный путь.


Далёкие вылеты также влияют на производительность труда медоносных пчёл, ведь чем дальше они летают за нектаром, тем меньше сбор мёда. Чтобы улучшить качественные показатели медосбора и увеличить популяцию, перевозку пчелиных ульев необходимо осуществлять осенью или весной, что существенно уменьшит потери среди насекомых при переезде.

Пчёлы испытывают меньший дискомфорт, ведь температура внутри домика будет снижена. Перемещать пасеку нужно в направлении региона, где растёт как можно большее число различных медоносов — чем больше цветущих культур расположено вблизи ульев, тем больше сбора получит пасечник.

Возможные ошибки

Перевозка пчёл, как и само размещение пасеки на новом месте, – рискованное и затратное предприятие. Новички часто допускают ошибки, ведущие к убыткам.

Ошибочные действия:

  • Размещение ульев на побережье водоёма. Особенно опасно, когда медоносы расположены на противоположном берегу. Пчёлы, перелетая через водную гладь, могут упасть в воду и утонуть, если подует ветер.
  • Установка пасеки в низине. Здесь климат для пчёл неблагоприятен – здесь часто стоит туман и холод.
  • Расположение вблизи чужих ульев. Есть риск, что пчёлы улетят на соседнюю пасеку.
  • Размещение пасеки возле с/х полей. Если ульи вывозятся к сельхозугодьям, взаимодействуйте с аграриями, чтобы вовремя получать предупреждение о применении ядохимикатов. Ежегодно из-за отравления ядами гибнут тысячи пчелиных семей.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Master Plus
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: