Chevrolet Niva 2013, двигатель бензиновый 1.7 л., 80 л. с., полный привод, механическая коробка передач — расходники
Chevrolet Niva, 2005
Комментарии 16
+, батя тоже использовал целых 8 лет, потом уже тот стал плохо держать заряд и отправили его на покой, и купили 2 таких же, уже 4 года, но я свой хорошо садил прошлую зиму и после длительного простоя садится теперь
У меня в акуме не заряжается одна банка, по всем признакам она не замкнута ( электролит не мутный, можно ездить на нем около двух недель, ), плотность в этой банке низковата 1,18, в остальных 1,24-1,25 Пытался разредить его до 10 вольт так одной лампочкой он разряжался около полторы суток. Также стачивал электролит и заливал 1,27, ставил на заряд всеровно эта банка не кипит. Что может быть в этом случае? Боюсь что придут холода и он меня покинет. Без нагрузки акум показывает 13,7 вольт, с печкой и дальним светом 12,4.
Неравномерный заряд может быть?
Тюмень PREMIUM 64 A/h. 55-ка просто кипела т.к. геннадий на 95А стоит да и трехуровневое реле зарядки. На «Семёрке» тоже Тюмень с лосем ставил после печального опыта с Титаном, который шёл с завода и отработал 1,5 года после чего просто умер при -10°С. На «Семерке» 3 года проездил на Тюменском лосе проблем ни каких, так с ним и продал. Тюмень с лосем однозначно нормальный выбор)))
Если акум труп, он даже слив электролита не переживет, если не труп, то неделю на морозе в разряженном виде на морозе вытерпит
Кальциевый вряд ли выдержит такое
Как определить замкнутая банка или нет? Очень просто вечером на зарядку малым током, утром снимаем и пусть стоит до вечера. Вечером подключаем нагрузку, лампочка от фары например, и меряем напряжение. Если ближе к 10 чем к 12 значит хана ему. Если 12-12,5 значит норм. Если норм, выравнивает плотность. Для этого разряжаем аккум в ноль исливаем электролит со всех банок полностью в одну чистою емкость, смотрим если не мутный электролит идем дальше, если мутный, то сдаем его в утиль и берем новый акум. Если норм, заливаем свежий электролит 1,25-1,27 и на зарядку малым током на ночь, не забыв промыть диситилированной водой банки. После любых работ с аккумулятором нужно мыть руки теплой водой с мылом. Справочник шофера любителя 60х годов. Палец устал писать
С повсеместным внедрением необслуживаемых аккумуляторов многие автомобилисты уже забыли, что значить заряжать свой аккумулятор. И когда им всё же приходится проделывать эту процедуру, к своему удивлению они обнаруживают кипящую батарею. Почему это происходит и как этого избежать, разберём в этой статье.
Почему кипит АКБ
Одни причины кипения связаны с зарядным устройством, другие – с самой батареей. Часть из них реально устранить, но все зависит от условий эксплуатации и запущенности.
Повышенное напряжение заряда
Повышенное напряжение АКБ.
Напряжение на контактах АКБ в ходе зарядки – важнейший параметр, превышение которого не допускается. Стандартная батарея автомобиля на 12 В состоит из 6 так называемых «банок», соединенных последовательно. 1 банка, заряжаясь, должна получать максимум 2.4 В. Цифра для всей АКБ – до 14.4 В. При превышении начнется электролиз, то самое «кипение».
К слову, меньше тоже не рекомендуется – батарея или вовсе не заряжается, или не наберет 100%. Подобная проблема наблюдается в автомобилях с неисправным генератором. К примеру, если двигатель запущен, а напряжение бортовой сети 14.1 В – этого мало для зарядки батареи, и дополнительно надо использовать ЗУ.
Чтобы получить реальные цифры напряжения, мерить параметр надо на клеммах источника питания, воспользовавшись мультиметром. К слову, только подсоединив зарядку, напряжение будет куда ниже, чем 14.4 В – это норма. Вместе с накоплением энергии растет и напряжение, поэтому его отслеживать надо по ходу всего процесса.
Зарядный ток выше нормы
Нормальный ток заряда для нового аккумулятора 60 Ач.
Напряжение связано с током. В случае с кипящим электролитом смотрят на соотношение зарядного тока к реальной емкости батареи. Реальная – текущая, а не та, что указана на корпусе новой АКБ. По ходу эксплуатации емкость то падает.
И учитывая емкость, выставляют силу тока заряда. Как высчитать: 10% от емкости – необходимая сила. К примеру, для батареи 60 Ач это 6 А. Но это только если она новая. Даже если придерживаться правил эксплуатации, за год потеряется 10 – 15% емкости, соответственно, ток зарядки нужен другой. А если выставлять повышенный, не удивительно, что батарея начинает кипеть.
Первый способ устранения проблемы – следить за реальной емкостью, и учитывая параметр, выставлять нужный зарядный ток. Но без подходящих приборов этого не сделаешь. Второй – приблизительно понижать ток по мере пользования АКБ. К примеру, через год эксплуатации ток смело снижают на 1 А.
Сульфатация АКБ
Это когда на пластинах аккумулятора образуется налет из сульфата свинца. В общем, проявляется он из-за недозаряда и недостаточного уровня электролита. Если дело в недозаряде, то налет не растворяется, а наоборот – увеличивается в размерах и твердеет. Если дело в нехватке электролита, то пластины и вовсе работаю «в сухую».
Из-за сульфатации резко падает емкость. Ведь чем она выше, тем большая площадь свинца «плавает» в электролите. Покрывшись сульфатами, он перестает участвовать в химической реакции. Учитывая сниженную емкость, при зарядке надо подавать малый ток, а так как многие упускают этот момент из виду – электролит начинает кипеть раньше положенного.
Если сульфатация только началась, делают десульфатацию – включают специальный режим зарядки, и тогда часть сульфатов распадается, «раскрывая» свинец. Для этого необходимо особое ЗУ. Если такого нет – используют стандартные зарядники и нагрузку.
Сульфатация пластин АКБ.
Низкий уровень электролита
Ниже объем рабочей жидкости – быстрее наступает сульфатация. Еще один момент – из-за нехватки токопроводящей жидкости пластины «оголяются», и не принимают участия в зарядке. Получается, стандартные токи зарядки уже не подойдут – электролит начнет кипеть раньше положенного.
Если АКБ предполагает обслуживание – доливают электролит. Если нет – заменяют. Впрочем, есть умельцы, проделывающие в отсеках отверстия, но делать так не стоит – небезопасно.
Проверка уровня электролита.
Короткое замыкание
Кипеть электролит из-за КЗ начинает по ряду причин. Само по себе короткое замыкание – это когда в отдельном отсеке соприкасаются пластины, имеющие разную полярность. Такая банка становится проводником тока. И если пластины замкнут хотя-бы в одной, она «выпадает из строя». Как итог – работают не все банки из шести. Каждой требуется напряжение в 2.4 В, при последовательном соединении всего – 14.4 В. И если отсек «выпал», напряжение падает. Не изменив параметр, электролит начнет быстро кипеть.
Выявить КЗ в отсеке реально, но только в обслуживаемой АКБ. Для этого открывают крышку и наблюдают за поведением электролита. Если конкретный отсек не кипит – проблема в нем.
Аккумулятор должен кипеть при зарядке, но только ближе к концу. Если бурления нет, только пузыри сверху – вообще порядок. Если кипение начинается сразу после подсоединения ЗУ или в первые два часа – это проблема.
Как подготовить батарею к работе
Для начального этапа зарядки необходимо осуществить следующие мероприятия:
Провести очистку АКБ мягкой тряпкой, смоченной в содовом растворе. Необходимо избавиться от пыли и грязного налёта. Работать необходимо в проветриваемом помещении, чтобы не получить отравление парами газа.
Сверить высоту электролита. Для этого нужно открутить банки и посмотреть, чтобы электролит целиком покрыл пластинки. При обнаружении недостающей высоты электролита, в ёмкость нужно налить дистиллированной воды.
Далее специальным датчиком – денсиметром тестируется плотность электролита, которая должна составлять 1,25 — 1,3 г/см3.
При процессе заряжения одна банка не кипит. Мои действия
Для начала скажу, что такое «банки» — это отсеки источника питания, в которых находится пакет свинцовых пластин. Всего навьего их шесть штук, каждая банка или емкость в заряженном состоянии дает приблизительно 2,1 Вольта, если их подсоединить поочередно, то вот вам — 12,6 (12,7) Вольта.
Данный эффект при процессе зарядки можно видеть на обслуживаемых истоках питания, а именно там вы можете легко и просто открутить пробки и наблюдать за кипением банки. Тем не менее, для начала хочу поведать Вам из-за чего случается эффект вскипания?
ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ КИПЯТ ОТСЕКИ И НОРМАЛЬНО ЛИ ЭТО?
Безусловно, это вполне нормальное явление, это показывает нам, что аккумуляторная батарея заряжена, вследствие этого и возникает газовыделение. Под влиянием электрического тока вода принимается распадаться на летучий водород и кислород, они взвеваются вверх в виде пузырьков. Необходимо сказать, что этот газ крайне взрывоопасный – если на него попадет хоть одна искра или неподалёку будет открытое пламя, то попросту может привести ко взрыву источника питания, и это вовсе не шутки.
Если мы видим пузырьки, то это уже о чем- то нам должно говорить, точнее о том, что пришло время снимать источник питания с зарядки, перезарядка тоже ничего хорошего не даст– напряженность вскипания будет только нарастать, степень воды в емкостях будет скоро падать, так как из электролита источника питания уходит вся вода. Вслед за тем, оголяться пластины (какие обязаны быть абсолютно окунуты в электролит) они приступят разогреваться и затем вероятен их разгром.
Отдельные автовладельцы намеренно доводят аккумуляторную батарею до газовыделения, все, из-за того, что – эдаким образом возможно увеличить плотность электролита – «нагнать» его до необходимого показателя. Поскольку вода выкипает, а кислота остается —вот так вот, плотность в аккумуляторной батареи взрастает.
Вследствие этого дождаться пузырьков нужно, но не переусердствуйте, подавайте малые токи по-иному кипеть будет усиленно, что действительно сможет сломать ваш источник питания.
ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ ОДИН «ОТСЕК» НЕ КИПИТ?
Повторюсь, как таковых причин не так-то уж и много, порой это говорит о поломке источника питания– просто наступило время заменить, но случается иной раз, что источник питания можно возродить, немного детальнее:
- Не происходит процесс вскипания, ибо сомкнула, попал инородный предмет, или обсыпались пластины, как раз в результате этого не идет процесс зарядки.
- Просто-напросто аккумуляторная батарея проработала свой срок. Последняя емкость обсыпалась целиком, электролит в ней мутный.
Как же в такой ситуации поступить, толи выбрасывать источник питания, толи оставить? Мой вам совет, не нужно спешить, ведь половине случаев его можно возродить.
Скажу так, если так или иначе будете выбрасывать источник питания, можно на ней поэкспериментировать – у моего знакомого удалась восстановить аккумуляторную батарею, вообще ничего трудного элементарно необходимо поразмыслить.
В первую очередь нужно возродить ёмкость— убрать из нее посторонний предмет. Порой хватает ее «промыть», временами необходимы радикальные методы, описал в этой статье. Если там поистине маленький кусок, какой «коротит» пластины, то работоспособность возродится на 90 – 95%. Далее необходимо заряжать одну эту емкость.
Почему кипят банки и нормально ли это?
ДА это вполне нормально, это показывает нам, что батарея заряжена, поэтому и начинается газовыделение. Под воздействием электрического тока вода начинает распадаться на летучий водород и кислород, они поднимаются вверх в виде пузырьков. Нужно отметить, что этот газ очень взрывоопасный – если на него попадет искра или рядом будет открытое пламя, то запросто может произойти взрыв аккумулятора, мало не покажется.
Если пошли пузырьки, то это горит нам что пора снимать батарею с зарядки, перезаряд также ничего хорошего не принесет – интенсивность бурления будет только нарастать, уровень воды в «банках» будет стремительно падать, так как из электролита уходит вода. Далее оголяться пластины (которые должны быть полностью погружены в электролит) они начнут разогреваться и после возможно их разрушение.
Некоторые автолюбители специально доводят батарею до газовыделения, все дело в том что – таким образом можно повысить плотность электролита – «догнать» его до нужного значения. Ведь вода выкипает, а кислота остается — таким образом, плотность увеличивается.
Поэтому дождаться пузырьков можно, но без фанатизма, давайте малые токи иначе кипеть будет интенсивно, что реально может разрушить ваш АКБ.
Почему закипает аккумулятор на машине: основные причины
Есть несколько причин кипения аккумуляторных батарей. Рассмотрим их в порядке значимости:
1. Перезаряд аккумулятора
В условиях эксплуатации автомобиля причиной перезаряда (зарядки аккумуляторной батареи повышенными токами или сверх допустимых значений напряжения) является неисправность генератора.
В процессе зарядки при заведенном двигателе напряжение на аккумуляторной батарее не должно превышать значение 14,5 Вольт. Если эта величина больше, вероятнее всего вышел из строя реле-регулятор напряжения в генераторе.
В грузовых автомобилях с напряжением бортовой сети 24 Вольта применяют последовательное соединение двух аккумуляторных батарей с номинальным напряжением 12,2 Вольта. Если использовать АКБ с различной степенью износа, разной емкости и типа, возможен случай, когда на один из аккумуляторов (как правило, более свежий) будет приходиться большая разность потенциалов (падение напряжения), что также может вызвать его перезаряд.
Причиной перезаряда аккумулятора может являться его неправильное обслуживание, а именно заряд от нерегулируемого источника тока. Считается, что оптимальное значение зарядного тока аккумуляторной батареи составляет 10% от его емкости.
То есть аккумулятор емкостью 60 ампер-часов следует заряжать током 6 ампер не более 10 часов. Дальнейший заряд приводит к подкипанию электролита, который, в свою очередь, увеличивает ток заряда и так далее.
Подобный лавинообразный процесс может за несколько часов полностью разрушить аккумуляторную батарею
Вот почему важно использовать промышленное зарядное устройство, а не кустарно изготовленный выпрямитель с трансформатором
2. Короткое замыкание банок
Короткое замыкание банок встречается не только на пожилых аккумуляторах с полуразрушенными пластинами. Очень часто эта неисправность наблюдается и на свежих АКБ.
Автомобильный аккумулятор работает в режиме непрерывной тряски, межпластинные зоны и сепараторные конвертеры могут разрушиться, что рано или поздно приводит к их закорачиванию.
В момент короткого замыкания протекают большие токи, аккумуляторная банка может разорваться. Но если аккумулятор выдержал эти токи, внешне он не будет отличаться от исправного, но только станет работать уже не на 12,6 Вольта, а на 10,5 В.
Бывают случаи, когда закороченный АКБ заводит автомобиль, водитель даже не подозревает о неисправности аккумулятора. Но генератор продолжает подавать на него напряжение 13,5 – 14,5 Вольт. В результате этого протекает повышенный ток заряда, который приводит к процессу кипения.
3. Сульфатация пластин
Сульфатация пластин (образование на их поверхности сернокислого свинца) приводит к потере емкости аккумуляторной батареи. Следствие этого – недостаточный заряд АКБ и быстрый саморазряд, в результате которого батарея может иметь номинальное напряжение менее 10 Вольт.
При зарядке такой аккумуляторной батареи протекает большой ток, который приводит к процессу кипения.
4. Перегрузка электрической системы
Если в процессе движения автомобиля одновременно подключать несколько энергоемких систем (дальний свет, отопительную систему, вентилятор радиатора, кондиционер, мощный автозвук и другие), аккумулятор на машине будет работать при повышенных токах нагрузки.
Мощности генератора может быть недостаточно для восполнения заряда АКБ. Аккумулятор начнет нагреваться, результатом чего может быть его закипание.
5. Недостаточная вентиляция
Некоторые автолюбители, стремясь увеличить емкость аккумуляторной батареи, приобретают неродную АКБ больших размеров. В результате этого уменьшаются технологические проемы между аккумулятором и узлами конструкции подкапотного пространства.
В таких случаях аккумулятор не получает достаточное естественное охлаждение, что приводит к его перегреванию и закипанию.
6. Переполюсовка АКБ
Очень редко, но все же, встречающаяся в практике причина кипения. Если АКБ полностью разряжен, его можно случайно зарядить в обратной полярности. И такие случаи встречаются.
Как правило, при подключении неправильно заряженного аккумулятора к бортовой сети машины, наблюдается процесс кипения за счет сверхбольших токов разряда.
Одновременно с этим обычно перегорают диоды выпрямительного моста генератора и некоторые предохранители автомобиля.
Что делать, если не заряжается одна из банок аккумулятора
Шансы на восстановление работоспособности банки не так уж малы. Главное – выяснить причину. Если это не осыпание активной массы, то можно попробовать выполнить реабилитационные мероприятия.
Итак, чтобы определить осыпание пластин, нам нужно оценить состояние электролита. В аккумуляторах из прозрачного пластика это будет видно через стенки, в случае обслуживаемой батареи нужно грушей аккуратно выкачать некоторый объём жидкости. Если он мутный, мы имеем дело с осыпанием пластин, в этом случае даже полная замена электролита нас не спасёт – на пластинах активной массы будет недостаточно для полноценной работы АКБ.
Если жидкость прозрачная, остаются две причины: короткое замыкание и недозаряд из-за разбалансировки. Выявить наличие КЗ можно посредством измерения напряжения на каждой из банок.
Для этого нам потребуются вольтметр (или мультиметр в режиме измерения напряжения) и тонкий провод, на одном конце которого имеется припой длиной до 1,5 см.
Один конец провода подключается к клемме вольтметра, другой (с припоем) – опускается в банку. Чтобы не закоротить пластины, концовку провода необходимо заизолировать (например, стеклотканью).
Порядок проверки банок:
Как мы уже отмечали, в каждой банке напряжение в заряженном состоянии должно быть около 2,1 В. А поскольку они соединены последовательно, показания прибора будут накопительными: 2,1, затем 4,2, 6,3 и так далее. Если на одной из банок увеличение напряжения будет гораздо меньше 2,1 В, они и будет проблемной – закороченной или недозаряженной из-за разбалансировки.
Прежде чем производить манипуляции, устраняющие КЗ (а для этого потребуется вскрытие батареи), нужно попробовать подзарядить только нашу проблемную банку.
Для этого понадобится импульсное ЗУ с возможностью регулировки тока и напряжения, а также свинцовые палочки для подключения зарядника к токоотводам.
Подключение происходит по нестандартной схеме: минус идёт непосредственно в проблемную банку, а плюс – в соседнюю рабочую.
Почему именно так? Дело в том, в недозаряженной банке положительные пластины сверх меры покрыты двуокисью свинца, которая имеет плохую проводимость. Отрицательные же состоят из токопроводящего губчатого свинца. Чтоб получить хороший надёжный плюс, мы и используем соседнюю банку.
Сам процесс зарядки должен происходить с соблюдением следующих требований:
Следите за тем, чтобы банка не кипела – как только начали появляться пузырьки, уменьшите напряжение до 2,4 В.
Если в итоге проблемный отсек восстанавливается, ответ на вопрос, почему при зарядке аккумулятора одна банка не кипит, снимается. Если этого не происходит, мы имеем дело с коротким замыканием, после устранения которого возможно восстановление работоспособности банки с вероятностью порядка 50%.
Чем может быть опасна разбалансировка заряда
Если банка не закипает, это может быть связано с тем, что она не успела зарядиться, вам придется подождать еще некоторое время. Дисбаланс можно устранить, зарядив отдельную лампу. Не разряжайте аккумулятор до нуля, так как это бесполезно и может только ухудшить ситуацию.
Неисправная лампа закипит еще быстрее, а неисправная — только еще больше отстанет.
Крайне не рекомендуется держать батарею на зарядке слишком долго в надежде, что банка все же закипит. Этот метод может легко вывести из строя даже новую батарею. Произойдет значительная потеря емкости, за которой последует потеря функциональности батареи.
Как устроена аккумуляторная батарея (АКБ)
Современный аккумулятор изобретён ещё в 19 веке, и за это время существенных изменений так и не претерпел.
Всё так же принцип действия АКБ основан на окислении свинца в водном растворе серной кислоты. При этом во момент разрядки батареи металлический свинец электродов, превращается в сульфат свинца.
При зарядке происходит обратный процесс. Это основные реакции, на основе которых происходит накопление и отдача электрической энергии. Однако кроме них в банках аккумулятора происходит ещё 60 различных реакций.
Общее устройство АКБ показано на рисунке выше. В пояснение к нему стоит отметить, что, свинцовые пластины, выполнены в виде решётки, ячейки которых заполнены в положительных электродах, диоксидом свинца (PbO2) в виде порошка, в отрицательных – свинцом, так же порошковым.
Процесс
Для начала нужно вскрыть ”умирающую” банку. Делайте это аккуратно. Нужно не задеть остальные. Сделайте разметку. Самый лучший инструмент для выпиливания – половинка ножовочного полотна. С одной стороны намотайте изоленту в качестве ”ручки”
Затем осторожно выпиливается кусочек пластика над перемычками. Их нужно очень аккуратно разрезать
С другой стороны делается все так же. При помощи тонких крючков достаете пакет с пластинами. Если причина в шламе, а сами пластины не сыпятся, и не оголены, то достаточно удалить сам шлам. Делается это при помощи дистиллированной воды. Сама банка внутри тоже моется.
Если пластины сильно повреждены, то нужно взять пакет из исправной банки другого аккумулятора. Помните, что емкость, мощность и марка ”донора”, должны полностью совпадать с ”пациентом”. Устанавливайте с учетом последовательности. Осталось спаять перемычки. Лучше всего взять не паяльник, а широкое медное жало, похожее на топорик, нагретое горелкой. При спайке используйте свинцовый присадочный пруток. Весь вырезанный пластик тоже нужно спаять. Добавьте в швы пластика, взятого от ”донора”. Осталось залить электролит и зарядить.
Химические причины бурления АКБ
При зарядном процессе энергия уходит на возобновление свинцового напыления пластинок батареи. Параллельно этому действию возникает образование кислотного остатка. Он перетекает в электролит, тем самым увеличивая его плотность.
После восстановления свинцовых солей случается электролиз воды, когда сквозь воду пробивается ток. При этой операции освобождается кислород и водород.
При расслоении воды возникают газовые пузырьки, которые медленно накапливают свою интенсивность. От незначительного шипения до явно выразительного бурления. Внешне это напоминает всем знакомый процесс закипания воды.
Самостоятельное устранение проблемы
Процесс высвобождения газов в заряжающемся аккумуляторе свидетельствует, что тот перестал накапливать энергию. Это происходит преимущественно при достижении 80% от максимальной его емкости. Процент варьируется в зависимости от состояния АКБ и выбранного способа подзарядки.
Сразу отключать аккумулятор от источника питания необязательно, но и в кипящем состоянии оставлять его производители рекомендуют не более чем на 3 часа. Заметив, что началось кипение, следует уменьшить силу тока в 2 раза. Если банки были открыты, то их следует прикрыть так, чтобы осталась небольшая щель для выхода газов.
После уменьшения напряжения кипение спустя некоторое время может вновь возобновиться. В такой ситуации тактика действий не меняется: следует вновь уменьшить количество ампер в 2 раза. Процедура продолжается до тех пор, пока амперметр не покажет, что на аккумулятор питание больше не идет.
Восстановить работу аккумулятора, который начал кипеть во время зарядки, без помощи специалистов можно, если в нем недостаточно электролита. Для этого следует долить специальную жидкость до требуемого уровня. Чаще всего его количество снижается в жаркое время года. Если качественного электролита нет под рукой, то можно временно решить проблему путем доливки дистиллированной воды.
Какие действия необходимо предпринимать?
Ответ на этот вопрос зависит от интенсивности выделения газов, а так же от того, когда началось бурление. В исправной батарее газы выделяются при достижении 30 % заряда. Это происходит спустя 2-3 часа после подключения зарядного устройства (ЗУ). По мере повышения плотности электролита будет увеличиваться количество выделяемого газа. В норме не должно быть обильного бурления, незначительное количество пузырьков допустимо и опасаться этого не стоит. Спустя 3 часа после начала кипения можно отключить источник электрического тока.
Длительное кипение электролита приведет к поломке аккумулятора.
Избегайте ситуаций, когда аккумулятор кипит более трех часов, это может навредить его работоспособности. В лучшем случае частично выкипит электролит, для необслуживаемых АКБ такая проблема фатальна. Кроме того, при длительном процессе электролиза аккумулятор выйдет из строя. Сначала появится свинцовый осадок на дне банок, который может привести к замыканию электродов, а затем начнут разрушаться свинцовые пластины.
Так же следует помнить, что выделяющийся при электролизе гремучий газ опасен. Соблюдайте следующие правила зарядки аккумуляторов, чтобы продлить срок их службы и обезопасить себя:
Замкнули банки аккумулятора — симптомы
Вот и классический свинцово-кислотный аккумулятор, состоящий из 6 банок. Каждая из них состоит из пар пластин разной полярности. Их контакты собраны в общий коллектор, соединены последовательно и выведены на крышку двумя выводами. Современные банки имеют разную конструкцию, но конструкция банки и ячейки одинакова.
При последовательном подключении напряжения ячеек суммируются, а емкость определяется наиболее засоренным банком. Для зарядки аккумулятора на клеммы подается напряжение, и через хранилища протекает ток. Почему закорочены банки свинцово-кислотного аккумулятора? Если по какой-то причине пластины банка сближаются, стенки набухают, получается перемычка, ячейка закрывается. Бывает, что на контактной перемычке образуется кусок разбрызгиваемого раствора или шлака.
Как я могу проверить, заблокирован ли банк в батарее? При измерении напряжения на клеммах будет обнаружен провал. Например, аккумулятор 12 В состоит из 6 банок с общим напряжением 2,1 * 6 = 12,6 В. Напряжение упало до 10,5-11,0 В – ищите закрытую банку.
Одна из посуды внутри банки свинцовая, а другая покрыта слоем активного вещества. При нарушении уровня электролита, перегрузке масса может рассыпаться и закрывать пластины.
Внешнее механическое повреждение может вызвать деформацию. Возможно, вздулся батарейный отсек, в связи с чем не исключены внутренние замки пластин в банках. Это может произойти, когда электролит замерзнет и перегрузит необслуживаемую батарею.
Симптомами закрытой аккумуляторной батареи являются пропадание напряжения, нагрев аккумуляторного отсека. Аккумулятор не заряжается до 12 вольт, стартер не запускается, требует замены. Иногда при зарядке чувствуется запах тухлых яиц – выделяется сероводород.
Почему происходит кипение, и является ли это нормой
Банками АКБ называют отсеки внутри батареи. В них находятся пакеты из нескольких пластин на основе свинца, окружённых электролитом. Это смесь из дистиллированной воды и серной кислоты.
Если это стандартная автомобильная АКБ, таких банок будет 6 единиц. Каждая из них выдаёт около 2,1 В, что в сумме позволяет получить при последовательном подключении около 12,7 В.
За эффектом кипения визуально можно наблюдать только на обслуживаемых АКБ, где находятся специальные пробки. В необслуживаемых батареях заметить кипение можно иными методами, включая использование стетоскопа.
Важно понимать, что кипение в этом случае является не физическим. То есть оно не связано с закипанием жидкости под действием высокой температуры, как это происходит на примере обычного чайника с водой
Здесь происходит электрохимическая реакция, в результате которой вода из состава электролита распадается на 2 газа. Это водород и кислород. Такое происходит при температуре намного ниже 100 градусов Цельсия, а иногда даже протекает и при отрицательной температуре. Пузырьки газов вырываются наружу, что и создаёт эффект закипания.
Всё это говорит о том, что зарядка действительно может сопровождаться таким явлением. И если электролит начинает закипать, это нормально. Это как бы подсказка о том, что батарея перестала заряжаться, она получила необходимый ей заряд.
Электрический ток, подаваемый на аккумулятор при зарядке, провоцирует электрохимические процессы. Именно ток провоцирует распад воды на кислород и водород. Пузыри устремляются вверх, и всё это напоминает обычное закипание воды.
Потому процесс зарядки обязательно выполняется в хорошо проветриваемом помещении либо с эффективной принудительной вентиляцией. Также около заряжаемой АКБ не должно быть никаких источников пламени. В противном случае взрыва не избежать.
Бурление становится сигналом о том, что АКБ восполнила утраченный заряд в полной мере. Если оставить батарею и дальше заряжаться, уже начнётся перезаряд с последующим испарением воды и увеличением концентрации серной кислоты в составе электролита. Когда уровень воды падает, количество жидкости в АКБ уменьшается. Из-за этого оголяются пластины, может произойти короткое замыкание, разрушение.
Тут главное – не переусердствовать. Позволять электролиту кипеть можно при минимальном токе. Если же бурление будет интенсивным, это может привести к разрушению пластин и полному выходу из строя аккумулятора.
Учитывая всё сказанное выше, кипение аккумуляторной жидкости является нормой. Но при этом не совсем нормально, если в одном из отсеков такого не происходит.
Способы определения кипящего аккумулятора
Если у вас батарея обслуживаемая, то этот процесс проще всего определить визуально. Например, так как это показано на видео ниже:
Если же у вас самая распространённая сегодня, необслуживаемая АКБ, то процесс кипения можно определить по косвенным признакам.
Первый самый распространённый признак кипения — это появление зеленоватого налёта и обильных окислов на клеммах аккумулятора, таких которые показаны на рисунке ниже;
- Другим признаком кипения является появившейся в подкапотном пространстве запах электролита. Он достаточно резкий и его могут услышать даже люди без острого нюха;
- Ещё одним признаком может, является появление ржавчины на капоте в районе аккумулятора и сильная коррозия подаккумуляторной полки;
- Существуют ещё экзотические способы определения процесса кипения. Некоторые водители, когда появляется подозрение на кипящий аккумулятор, подсоединяют к его газоотводной трубке воздушный шарик или презерватив. В случае если батарея кипит, он начнёт надуваться;
- Другим экзотическим способом является использования медицинского стетоскопа. Если его приложить к кипящей банке, то можно услышать характерное бульканье;