Способы проверки предохранителей в машине: визуально, по напряжению, по сопротивлению

Toyota Vista SV35, 4WD Full Time › Бортжурнал › Проверка предохранителей мультиметром

День сегодня не задался. Поехал я по делам, далековасто от дома. Как только дела все сделал, сел в машину «чик-чик», все, приехали. Машина не заводится. Стартер не работает, нет такого «вжж, вжж». Слышу только, как вентилятор работает, панельная приборка горит, бензонасос слышу, пытается качать.

Зачистил клеммы, т.к. было один раз такое же из за того, что клеммы окислились. Не помогло. Далее смотрел предохранители. В машине посмотрел, вроде основные целые.

Схема салонных предохранителей:

Схема подкапотных предохранителей:

Проверил предохранители, вроде все целые на вид, т.к. помню, что если предохранитель умер, то будет вот такая картина:

Думаю, что же делать, неужели, где-то проводка в торпеде перегорела или контакт, какой. Звоню корефану, т.к. помню у него на днях тоже такая же хрень приключилась. Он говорит ещё раз проверить предохранитель starter’a. Он находится в подкапотном пространстве, под № 6, на 10A. Я проверил, целый. Решил заменить его на другой который лежал в бардачке, вауля — завелась машинка родимая =)

Так что этот способ определения работоспособности предохранителя не всегда хорош.

Пришел домой решил померить его мультиметром. Итак, мерить надо за усики сверху, это обязательно.

Глушняк, помер предохранитель.

Поехал сразу в авто-магазин, купил себе набор предохранителей, стоит не дорого, и штука полезная. Добавил в аптечку автомобиля. А то вдруг куда в дебри в лес уедешь, и из за такой хрени ещё машина не заведется пздц тогда будет)

Физический осмотр

НА данный момент, все предохранители делаются с прозрачным пластиковым корпусом, то есть «нить» которая располагается внутри – видна не вооруженным глазом. Если предохранитель перегорел, просто вытаскиваем его из разъема и проверяем, это «визуальный метод»!

Почему он сложный и не всегда применяется — да потому что предохранителей в современных авто, десятки (может доходить до 30 — 40), причем — чем круче авто, тем их больше. И выяснить какой сгорел, визуально нереально!

Они установлены в гнезда и видно только заднюю часть. Тут нужно сочетать схему (первый метод) и физический осмотр. Но есть гораздо более быстрый и достаточно легкий метод проверки, используем мультиметр если он есть.

Какие действия нужно предпринимать в случае неполадок

Если даже предохранитель перегорел, не стоит сразу покупать новое устройство на замену или предпринимать попытки для его включения. Для начала рекомендуется проверить, в каком состоянии находится проводка и подключенные приборы, а также наличие дефектов, следов горения, оплавления. Когда после замены опять перегорает, возобновить поиски неисправности.

Ремонтные работы

В процессе обнаружения неисправности узла, вызывающего перегорание предохранителя, рекомендуется сделать отключение от бортовой сети и при появившейся возможности отправить в ремонт электрикам или заменить. Ремонтировать сами предохранители не стоит, поскольку это может привести к тяжелым последствиям вплоть до пожара в автомобиле. Лучше категорически отказаться от использования самостоятельных предохранителей, которые могут нести серьезную опасность.

Процедура замены

При замене предохранителя вероятность ошибки возрастает вследствие одинакового размера деталей, отличающихся только цветовым оформлением. Маркировка изделия не всегда находится на видном месте. Поэтому, меняя слаботочные предохранители, следует быть внимательным, чтобы не поставить более мощный вариант.

Если проблема застигла в дороге

Отправляясь в дорогу, следует подготовить запас предохранителей, которые вызывали нарекания при работе автомобиля. Чтобы ускорить замену деталей в дороге, заранее составьте схему расположения в монтажном блоке, назначение и указать на карте номинал.

Проверка мультиметром (или тестером)

Значит так, им можно тестировать как уже снятые предохранители, так и установленные в блок машины.

НА мультиметре, есть звуковой режим проверки. При его включении, если замкнуть щупы, будет слышан писк, значит есть контакт.

Так вот – можно снять предохранитель, в случае если у вас не прозрачный корпус, просто устанавливаем щупы на контакты предохранителя! Слышим писк, значит исправен, звука нет – перегорел. Но опять же вытаскивать каждый и проверить это крайне неудобно!

Поэтому производители о нас позаботились, на предохранителях сверху есть открытые «точки» от контактов, вам достаточно засунуть в них щупы от мультиметра, и можно не снимая – проверить большое количество элементов. Лично я за пару минут могу проверить почти весь блок! На видео внизу это будет видно.

Именно так тестируют на СТО, потому как зачастую книжку со схемой потеряли, и очень долго искать — где какой стоит, а мультиметр обычно всегда под рукой.

О проверке напряжения

Измерительное устройство включают в режим измерения напряжения, устанавливают предел измерения примерно 20 Вольт. Этого будет вполне достаточно для бортовой сети машины, которое равно 12 Вольт. Для проверки следует включить в работу электрооборудование, цепи которого защищает проверяемый предохранитель. Один щуп измерительного прибора следует подключить к массе машины, а вторым измерить напряжение на ножках предохранителя.

Результат измерений может быть таким:

  • Питание имеется на обеих ножках;
  • Напряжение присутствует на входе защитного прибора;
  • На обеих ножках показания равны нолю.
  • Последние два случая будут подтверждать неисправность предохранителя.

Проверка силы тока

. Для такого измерения измеритель переключают в режим измерения постоянного тока. Однако следует предупредить, что таким образом далеко не всегда можно произвести измерения. Через некоторые цепи может протекать ток, величина которого значительно больше, чем максимальный предел его измерения.

Для проверки измерительный прибор следует включить последовательно с потребителями. Если прибор покажет силу тока в цепи, можно считать предохранитель исправным, если он отсутствует, следует определить причину такого явления.

Проведение самостоятельной диагностики

Время от времени водитель сталкивается с необходимостью замены вышедших из строя предохранителей. В первую очередь подобная ситуация складывается с гоночными автомобилями и внедорожниками. При подобной езде электрооборудование начинает работать на максимально допустимом уровне, из-за чего увеличивается уровень износа. Со временем плавкие вставки начинают разрушаться. Пригодность конструкции к ремонту можно оценить визуально, убеждаясь в целостности. Для этого чаще всего используется мультиметр, чтобы убедиться в проходимости.

При замене важно соблюдать самое важное правило – это приобрести новый предохранитель с таким же номиналом тока. Либо отклонение не должно превышать показатель 30%

Визуальный осмотр

Все составные части конструкции специально изготавливаются из прочных материалов. Тогда распыление и обрыв можно определить без использования дополнительного инструментария

Также рекомендуется обратить внимание, чтобы плавкая вставка сохраняла целостность конструкции. Затем нужно найти следы оплавления корпуса из пластмассы

Также неисправность могут доказывать следы искры или термического воздействия на контакты.

Посредством мультиметра

Важно понимать, что данное устройство не гарантирует 100% результата. Однако в сравнении с обычным визуальным осмотром, мультиметр дает наиболее точные показания с величиной сопротивления

Если предохранитель исправен, то напряжения на его концах не будет зафиксировано.

Чтобы определить целостность предохранителя, можно использовать не тестер, а обыкновенную электрическую лампочку или пробник. Если предохранитель вышел из строя, то лампочка загорится.

Сгоревший предохранитель

Сгоревший предохранитель должен быть заменен исправным.   Замена сгоревшего предохранителя или плавкой вставки не должна требовать много времени.  

При выходе из строя предохранителя отворачивают головку держателя предохранителя и заменяют сгоревший предохранитель новым. При смене ртутного выключателя вынимают плату из корпуса, отсоединяют провода неисправного ртутного выключателя, вынимают его и заменяют новым. Надо проверить, чтобы при наклоне вправо передний ртутный выключатель работал на замыкание, а задний — на размыкание.  

Для проверки необходимо рассоединить муфту между двигателем и пылепитателем, заменить сгоревший предохранитель и запустить двигатель отдельно.  

При перегорании предохранителей или автоматическом выключении автоматов защиты сети необходимо, кроме замены сгоревших предохранителей и включении сработавшего АЗС, установить причину, вызвавшую сгорание предохранителей или срабатывание автоматов защиты сети, и устранить дефект.  

Схема контроля ламп в монтажном блоке для грузовых.  

В случае неисправности группы потребителей электроэнергии, цепи которых защищены одним предохранителем, следует заменить сгоревший предохранитель или проверить надежность его контакта со стойками. Переносную контрольную лампу подсоединяют через контакты реле. Если слышен характерный щелчок, а лампа загорается ( или гаснет при нормально замкнутых контактах), то реле исправно. При изнашивании контактов реле необходимо снять с них нагар и промыть спиртом или чистым бензином.  

Запрещается включать электроприборы и электрооборудование мокрыми руками, укреплять провода веревкой или проволокой, заменять сгоревшие предохранители железной проволокой ( жучком), для этого необходимо применять только калиброванные предохранители.  

Если причиной ненормальности окажется сильная перегрузка или перегоревший предохранитель, следует снять перегрузку или заменить сгоревший предохранитель.  

Очень часто такой пробой бывает настолько кратковременен, что предохранители даже не успевают сгореть ли же после смены сгоревшего предохранителя лампа продолжает работать нормально. Однако это бывает только в случае, если энергия, выделившаяся в лампе во время аварии, невелика. При большой энергии может произойти перегрев электродов и выделение дополнительно большого количества газа. Лампа в этом случае выходит из строя. Для ограничения тока короткого замыкания и, следовательно, энергии, выделяемой в лампе, ставят в анодную цепь мощной лампы антигазовое сопротивление. Однако ставить их приходится, иначе лампы часто выходят из строя.  

На одном из монтажных участков 18 мая 1975 г. получил ожоги лица и рук электродугой термист, пытавшийся выявить сгоревший предохранитель в сборке 0 4 кВ с помощью контрольной лампы.  

При осмотре могут быть обнаружены трещины в деталях и сварочных швах; кзнсс каната, крюка, грузозахватных приспособлений, сгоревшие предохранители и катушки электромагнитов, подгоревшие контакты пускателей и другие неисправности.  

В выпрямительных устройствах, в которых используется большое количество предохранителей, должна быть предусмотрена сигнализация о их состоянии, облегчающая поиск сгоревшего предохранителя. Существуют различные системы сигнализации.  

Все указанные предохранители имеют различные сигнальные устройства ( например, визуальный указатель срабатывания или вспомогательный контакт), которые позволяют быстро обнаружить сгоревший предохранитель, что упрощает эксплуатацию вентильных преобразователей.  

При этом пускатель может остаться включенным, напряжение останется на одном из зажимов остановившегося двигателя, персонал может быть введен в заблуждение и попасть под напряжение; после устранения короткого замыкания и смены сгоревших предохранителей двигатель может неожиданно запуститься.  

Как самостоятельно проверить предохранители в автомобиле

Сначала предлагаем определить причину проблемы. Перечислим основные:

  • некачественное соединение (контакт может нарушиться из-за езды по неровным дорогам или вследствие ошибки установки);
  • износ (моментальный — при существенной перегрузке, постепенный — при небольшой);
  • некорректный выбор номинала (у элементов есть предел по максимальной силе тока, которую он способен пропустить);
  • скачки напряжения (как следствие — оплавление пластиковых запчастей);
  • нарушения по ходу движения тока (сопротивление снижается при сокращении цепи, тогда предохранитель перегружен, защита при этом плавится и рвет электроцепь, сохраняя систему исправной)..

При отказе в машине устройств, зависящих от электроэнергии, не торопитесь менять детали и чинить — сперва проверьте предохранители. Если они перегорели, установка новых элементов исправит ситуацию.

Как проверить предохранитель в машине без тестера? Подобный вопрос актуален, если после монтажа новый элемент быстро сгорел. В этом случае нужно идентифицировать проблему. Ниже описан способ без использования измерительного прибора:

  • определите оборудование и приборы, подключенные к исследуемой детали (воспользуйтесь технической документацией к машине);
  • включите все агрегаты, относящиеся к проверяемому участку;
  • металлическую половину отвертки приложите к клеммам, куда крепится наш “защитник” (рукоятку отвертки изолируют);
  • возникновение искры свидетельствует о неисправности в рассматриваемой цепи;
  • выключите один потребитель и повторите “фокус” с отверткой;
  • повторяйте процедуру, постепенно отключая устройства по одному;
  • отсутствие искры укажет вам на “виновника” неприятности.

Почему не крутит стартер

За пуск мотора современного легкового автомобиля отвечает электростартер – это известно каждому водителю, правда, не все автолюбители знают, что, кроме ключа, есть несколько устройств, регулирующих его включение В случае их отказа, «картина» неисправности будет указывать на то, что именно стартер не работает, но устранению проблемы не помогут ни переборка, ни полная его замена. Давайте рассмотрим основные причины, почему при повороте ключа в замке зажигания машина не хочет заводиться, способы диагностики, и «пройдемся» по базовому списку неисправностей пускового механизма. Не будем отвлекаться на другие причины, вроде отказавшего датчика коленвала — изучим только те, которые напрямую касаются пускового устройства.

Предохранитель в машине. Для чего нужен, как работает и почему перегорают

Многие задают мне вопросы касательно предохранителей в машине, а именно для чего они вообще нужны, как работают, почему перегорают? Вопросы не сложные, но интересные, ведь в электропроводку мы еще (подробно) не залазили! А почему бы не начать с предохранительных элементов, коих в автомобиле насчитывается несколько десятков. Постараюсь вам простыми словами рассказать про них, а также показать, будут фото и видео в конце …

Для начала небольшое определение

Предохранители или предохранительный элемент – это компонент, который рассчитан на защиту электрической сети или приборов, узлов автомобиля, от неисправностей, замыканий, высокой нагрузки, повреждения оплетки — в общем, любых перегрузок которые могут вывести устройство из строя.

Простыми словами он сам «страдает», но не дает повредиться остальному оборудованию, тем самым зачастую спасая автомобиль от пожара.

Строение предохранителя

Это очень простой элемент, что хочется подчеркнуть реально компактный, что упрощает их применение в машине. Он состоит:

  • Из корпуса – обычно он состоит из пластика, редко металл, или керамика
  • Контактной группы – это две ножки (или просто контакта), которые подключаются в сеть автомобиля
  • Рабочий элемент – обычно это нить, или часть металлической пластины, которая при определенной силе тока разрушается, обычно перегорает или «испаряется».

Раньше в авто, вспомнить хотя бы наши «первые» ВАЗ, применялись цилиндрические предохранители с металлической полоской, обычно состоящей из алюминия и керамическим корпусом.

На данный момент применяется плоское строение, две плоских ножки, пластиковый корпус, и тонкая рабочая часть (обычно делается из тугоплавкого провода).

Как работает

В нашем случае мы будем говорить про предохранители именно автомобилей, напомню, что на данный момент такие элементы существуют практически во всех электрических приборах, только у них другое напряжение и сила тока, с которыми они работают.

ИТАК, предохранитель – устанавливается в сеть, в разрыв, то есть через него ходят токи, он своеобразный выключатель. Но он может работать только с током определенной номинальности, что это значит. Допустим, он рассчитан максимум на 10Ампер, если токи ходят в 2 – 4 – 8 – 10 Ампер, все будет хорошо, но вот как только идет превышение тока, например – 12 Ампер и выше, нить, которая встроена внутри – перегорает, тем самым уберегая проводку, и остальные устройства от повреждения.

Ребята их ставят не просто так, а для того чтобы защитить – банально провода, чтобы они не оплавились от высоких токов, и не разрушили (а в худшем случаи сожгли), ваш автомобиль! Они нужны, если хотите, то это своеобразная противопожарная сигнализация!

Вот почему производители втыкают их практически во все цепи машины, потому что это важно!

Можно ли убрать?

Да конечно можно, почему же нет! Ведь этот элемент просто предохраняет, это если ходите, сетевой фильтр или UPS, он уберегает ваш компьютер, ноутбук или телевизор, монитор, от скачков напряжения или короткого замыкания. Если воткнете напрямую комп в розетку, он тоже будет работать, вот только если на электростанции перепутают напряжение, ваша техника погорит.

Также и тут, если исключить предохранитель из цепи, то при превышении номинального напряжения, будут нагреваться и перегорать другие элементы цепи – провода, устройства и т.д. Зачастую это приводит к пожарам, потому как, прежде чем оборваться раскаленному проводу, на нем загорается обмотка, она то и поджигает внутренности авто! А машина горит за считанные минуты.

Так что ребята, ПРЕДОХРАНИТЕЛИ УБИРАТЬ НЕЛЬЗЯ! Это факт, не для того их ставили чтобы вы их убирали.

Не занимаемся ерундой, если сгорел — меняем.

Почему горят?

Уже ответил сверху, давайте перечислю по пунктам, чтобы закрепилось в голове:

  • Короткое замыкание
  • Повышение силы тока в сети
  • Если воткнули прибор, который не рассчитан на сеть

Вот собственно и все причины. Зачастую горит предохранитель прикуривателя (как его заменить читаем здесь). Потому как в него, мы только чего не включаем — видеорегистраторы, антирадары, навигаторы, чайники, подогреватели и т.д. С чем то переборщили, и все он сгорел, то есть уберег вашу сеть от повреждения.

Плавится штекер компрессора в прикуривателе

SVN666Причина в большом токе компрессора и плохой конструкции штеккера. При предохранителе внутри штеккера слабым местом там может быть пружина, которая обеспечивает контакт предохранителя. Она может докрасна раскаляться. Можно попробовать поставить нормальный штеккер с паяными проводами, а предохранитель — отдельно. Кроме того, надо проконтролировать ток, потребляемый Вашим китайским компрессором.

Анатолий13От прикуривателя может работать вполне нормальный компрессор. Например, Качок К60, как у меня (он же Беркут 14). Ток при работе около 10А, предохранитель ножевой в проводе, а не в штеккере, благодаря чему у штеккера нормальная конструкция. Качает нормально. Штеккер даже не греется. Но это младшая модель серии, которую я специально купил, чтобы подключать к прикуривателю. Старшие подключаются к аккумулятору. Для справки: предохранитель на прикуривателе Фокуса 20А.

c3c+1Использовал Муссон М1, ток 9А. Рассчитан на включение через прикуриватель. Все нормально. Вообще ничего больше 10А не стоит в прикуриватель втыкать. И то ненадолго.

Посмотрел в поиске. Аirlain Proffesional — это китайский компрессор с током 14А.

Ради интереса, перед тем, как переделать для Фокуса свой компрессор (типа Беркута, но манометр около трубки, наворачиваемой на ниппель) с крокодилов на прикуриватель, замерил ток потребления.Максимальный ток (когда перекрыл выход воздуху полностью) был 20А.

Для того, чтобы не было проблем с пружиной, просто переделал штекер прикуривателя — протащил провод сквозь пружину, чтобы напрямую касался предохранителя. А предохранитель в штекер насоса поставил на 20А.

Подключаю у универсала в розетку в багажнике. Там по книжке предохранитель стоит на 25А (один на багажник и подключение прицепа, номер 119). Но в одно из предыдущих подключений (не насоса) перегорел. Когда менял — оказалось стоял на 15А. Поставил на 25

О работе с измерительным прибором

Мультиметр представляет собой измерительное устройство комбинированного типа, которым можно измерить основные показатели проверяемой цепи. Это напряжение питания, величина проходящего электрического тока, сопротивление участка проверяемого узла. Современные измерительные приборы могут также измерять ёмкость конденсаторов. Индуктивность катушек, проверять полупроводники, измерять температуру.

Чтобы правильно произвести измерения, нужно уметь его включить в нужный режим работы. Как уже было сказано, в этом приборе их несколько. Проверить предохранитель можно в нескольких режимах измерения:

  • Проверить напряжение на его ножках;
  • Измерить силу тока в защищаемой цепи;
  • Определить сопротивление этого прибора.

Рассмотрим их более подробно.

Неполадки, связанные с проверкой сопротивлений

В данном режиме характерные неисправности, как правило, проявляются в измерительных диапазонах до 200 и до 2000 Ом. При попадании на вход постороннего напряжения, как правило, сгорают резисторы под обозначениями R5, R6, R10, R18, а также транзистор Q1. Кроме того, нередко пробивается и конденсатор C6. Последствия воздействия постороннего потенциала проявляются следующим образом:

  1. при полностью «выгоревшем» триоде Q1 при определении сопротивления мультиметр показывает одни нули;
  2. в случае неполного пробоя транзистора прибор с разомкнутыми концами должен показывать сопротивление его перехода.

Обратите внимание! В других режимах измерения этот транзистор замкнут накоротко и поэтому влияния на показания дисплея не оказывает. При пробое C6 мультиметр не будет работать на измерительных пределах 20, 200 и 1000 Вольт (не исключён и вариант сильного занижения показания)

При пробое C6 мультиметр не будет работать на измерительных пределах 20, 200 и 1000 Вольт (не исключён и вариант сильного занижения показания).

Основные причины

На плечи каждого предохранителя возлагается ответственность за стабильную работу определённых электроцепей. Если легкоплавкий элемент расплавился, то произошла какая-то неисправность. Иногда такие ситуации единичные, то есть после замены предохранителя проблема больше не повторяется. Но зачастую это превращается в тенденцию.

Специалисты выделяют несколько основных причин, почему в машине горят защитные предохранители. Если разобраться в причине и найти источник неприятностей, удастся вернуть машину к нормальному режиму работы.

  • плохое соединение. Не исключено, что при установке или в процессе эксплуатации по неровным дорогам нарушилось качество контакта между предохранителем и колодкой. Порой всё дело в качестве самих изделий, которые не способны гарантировать плотное соединение. В этой ситуации лучшим решением будет покупка более качественных элементов защиты;
  • износ. Бытует довольно распространённое мнение, что при первом же превышении нагрузки на предохранитель он сразу же выходит из строя. Это не совсем соответствует действительности. Когда ситуация критическая и нагрузка действительно огромная, плавкий элемент сразу разрушается, чтобы оборвать цепь. Но когда нагрузка лишь немного превышает норму, плавкая составляющая выходит из строя постепенно. Сечение уменьшается, и в результате через несколько сеансов нагрузки окончательно перегорает. Поскольку предохранители являются расходным материалом, им свойственно выходить из строя без наличия серьёзных проблем в самом автомобиле;
  • неправильный выбор по номиналу. У каждого предохранителя есть своё значение номинала. Это сила тока, которую он способен через себя пропустить. Если устанавливается элемент с неправильным значением, он не выдерживает воздействующую на него нагрузку, и быстро выходит из строя;
  • резкие скачки напряжения. Если в электроцепи, за которую отвечает предохранитель, возникает резкий скачок, элемент плавится и выходит из строя;
  • нарушения в пути следования тока. Каждый предохранитель рассчитан на определённую нагрузку и устанавливается на соответствующую его номиналу электрическую цепь. Если сократить длину цепи, снизится сопротивление, и предохранитель будет пропускать через себя ток с большим значением. На современных авто электроника не рассчитана на перегрузки. Потому в их электроцепи ставят специальные чувствительные защитные элементы. При критических нагрузках они плавятся и разрывают цепь, тем самым защищая оборудование от поломок.

Когда в машине выходят из строя устройства и узлы, зависимые от электричества, перед их ремонтом или заменой рекомендуется сначала проверить состояние предохранителей. Они могли просто перегореть, из-за чего системы перестали работать. Банальная замена элемент позволит восстановить работоспособность.

Термопредохранители

По принципу действия они похожи на элементы тепловой защиты автоматических выключателей: внутри находится биметаллическая пластина, при перегреве размыкающая контакты силовой цепи. Под действием заранее сжатой пружины контакты размыкаются, а после остывания датчика устройство возвращается в исходное положение нажатием кнопки. Контакты замыкаются, а пружина – сжимается. Она снова готова разомкнуть контакты при перегрузке.

Термопредохранители выделяют в самостоятельные устройства, так как выполняемые ими задачи ограничены. Они позволяют защитить бытовую аппаратуру от перегрузок, возникающих в процессе работы. После остывания оборудования пользователю не потребуется ничего менять, достаточно нажать на кнопку – и устройством можно пользоваться снова.

Аналогичные устройства применяются в утюгах и электроплитах, но в них нет кнопок возврата. Включение нагревательных элементов происходит автоматически после остывания биметаллической пластины. Но применяется данная конструкция не для защиты от перегрева, а для регулировки температуры. Для изменения порогового значения срабатывания с биметаллической пластиной соединен регулятор. С его помощью механически можно изменить ток, при котором она сработает.

Но есть и другие устройства, имеющие то же название. Они работают как датчики температуры: размыкают свои контакты при ее повышении.

Термопредохранитель, срабатывающий от температуры

В корпусе такого предохранителя есть элемент, плавящийся при повышении температуры и разрывающий электрическую цепь так же, как и вставка плавкого предохранителя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Master Plus
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: