Причины сульфатации
Причин сульфатации аккумулятора может быть немалое количество. Если батарее уже много лет, но, возможно, образование значительного оксидного слоя было вызвано воздействием нескольких негативных факторов.
Неправильное обслуживание
Сульфатация пластин аккумулятора может быть вызвана неправильным обслуживанием. Например, при чрезмерно высокой плотности электролита. Существенно увеличить этот показатель можно в случае, когда на обслуживаемой АКБ при снижении уровня электролита по причине испарения жидкости добавлялся раствор серной кислоты, а не дистиллированная вода. Сульфатация может также появиться, когда при замене электролита было залито в банки недостаточное количество жидкости.
На кислотно-свинцовых аккумуляторах опасным техническим состоянием АКБ является глубокий разряд. Произойти полный расход запаса электроэнергии может в ситуации, когда даже незначительный по мощности потребитель был включен в течение продолжительного времени.
Колебания температуры
При эксплуатации автомобильного аккумулятора следует обязательно брать во внимание температурные изменения. Если игнорировать требования по изменению некоторых параметров обслуживания АКБ при рекордно низких или высоких температурах, то образование сульфатов на поверхности свинцовых пластин не заставит себя долго ждать
Низкая температура
При эксплуатации в условиях низких температур может существенно уменьшиться емкость, соответственно и разрядиться такая АКБ может при меньшем значении времени. Чрезмерный разряд всегда негативно влияет на состояние аккумулятора, в том числе, вызывает повышенное образование оксидной пленки на свинцовых пластинах.
Высокая температура
При сильном нагреве электролита процесс сульфатации может ускориться в несколько раз, поэтому следует не допускать чрезмерного повышения температуры аккумулятора во время эксплуатации. В жаркую погоду следует регулярно проверять уровень электролита на обслуживаемых АКБ. Даже непродолжительная эксплуатация с оголенными пластинами может стать причиной образования оксидной пленки на металле, который не покрыт жидкостью.
Глубокий разряд
На обычных кислотных батареях достаточно одного полного разряда, чтобы сульфатация АКБ достигла критических значений, при которых восстановление пластин будет невозможным. На других видах перезаряжаемых химических источников тока и напряжения глубокие разряды могут не представлять большой опасности, но образование сульфатной пленки будет все равно происходить. В результате, срок эксплуатации АКБ также существенно уменьшится.
Пониженный уровень электролита
Эксплуатация АКБ с оголенными свинцовыми пластинами приведет к появлению на них белого налета. Требование о поддержании электролита на заданном уровне актуально только для обслуживаемых аккумуляторов. Снижение количества токопроводящей жидкости может быть вызвано различными причинами. Вне зависимости от того, почему произошло изменение уровня электролита, следует как можно скорее устранить неисправность, чтобы избежать появления сульфатации пластин. Если причиной является испарение жидкости, то следует добавить дистиллированной воды, при утечках через пробки или трещины в корпусе – долить электролита.
Частый заряд высокими токами
Если часто заряд аккумулятора восстанавливается в форсированном режиме с применением высоких токов зарядки, то происходит значительное увеличение количества сульфатов, которые не успевают полностью раствориться при стандартном уровне разряда.
При зарядке высокими токами также повышается температура электролита. В такой среде образование непроводящей ток пленки также происходит в ускоренном темпе.
Лучшие зарядные устройства 12В для аккумулятора автомобиля
В этой категории вы сможете обнаружить обычные «зарядники», которые не предназначены для запуска АКБ, если батарея разрядилась в ноль. В силу простого функционала, такие приборы стоят дешевле. Такие решения обладают более компактными размерами, но они не могут выдать достаточно мощности, чтобы запустить силовую установку. Если будете пытаться завести автомобиль от зарядки этого типа, рискуете просто сломать ее. Поэтому рисковать не стоит.
AutoExpert BC-44
Открывает наш топ-10 автомобильных зарядных устройств модель AutoExpert BC-44, предназначенная для аккумуляторов в 12В
Невзирая на демократичный ценник, этот прибор поддерживает индикатор зарядки, амперметр, защиту от перезарядки, что весьма важно для автоматических решений. Помимо прочего, устройство способно восстановить гелиевую батарею, реализован режим зимней зарядки, если довели состояние АКБ до критического минимума
Максимальная сила тока составляет 4А. Учитывая целевое назначение, несложно догадаться, что прибор имеет скромные размеры – 24 на 15 на 7 сантиметров при весе в 640 граммов.
PATRIOT BCI-4D
Для пользователей, интересующихся недорогим, но хорошим ЗУ для автомобильного аккумулятора, достойное решение имеется в ассортименте товаров компании PATRIOT. Модель серии BCI-4D имеет широкую сферу применения, качественную сборку и оптимальные технические характеристики. Можно использовать для батарей с напряжением в 6В и 12В: для необслуживаемых аккумуляторов (MF, EFM), клапанных видов, стекловолоконных (AGM), гелиевых АКБ (AGM) и прочих видов. Для удобства работы с разными типами батарей реализовано 6 режимов работы. Еще одной особенностью продукта является 10-ступенчатый цикл, при помощи которого можно за один раз зарядить почти 100% от емкости аккумулятора. Управление этим изобретением осуществляется при помощи внутреннего микроконтроллера.
Вымпел 57
Если вы не знаете, какое купить зарядное устройство для аккумулятора своего автомобиля, рекомендуем обратить внимание на компактную модель проверенную временем серии Вымпел 57. Небольшое ЗУ имеет жидкокристаллический экран, поддерживает регулировку тока (от 0,8 А до 20 А) и напряжения в диапазоне до 12В
Продукт российского производства обладает продолжительным сроком службы, а также широким набором параметров. Можно пользоваться как автоматическими, так и ручными настройками – это увеличивает сферу применения (для мотоциклов, автомобилей, скутеров и прочее). В силу поддержки комбинированного метода зарядки, вероятность перенапряжения сведена к минимуму.
Bosch C3
Бесспорно, одним из самых надежных зарядных устройств для батареи 12В является модель Bosch C3, при помощи которой можно заряжать даже гелиевые аккумуляторы. Судя по отзывам покупателей, устройство обладает продолжительным сроком эксплуатации, одинаково хорошо справляется с зарядкой свинцовых, кальциевых и сурьмяных батарей. ЗУ ограничено током в размере 3,8А. Однако, из достоинств можно отметить небольшие размеры, высокую прочность и простое управление. Стоит отметить, что продукт одного из ведущих производителей зарядок для машин отлично работает при минусовой температуре окружающей среды. При этом нет необходимости переживать за перенапряжение.
Hyundai HY 400
Лучшим зарядным устройством на 12В для автомобильных аккумуляторов 2021 года является модель Hyundai HY 400 (по мнению «ЦК»), при помощи которого можно восстанавливать батареи мотоциклов, снегоходов и легковых автомобилей. В состав конструкции входит встроенный микроконтроллер, при помощи которого можно настроить гибкие параметры зарядки. Следовательно, прибор обладает более широкой сферой применения, чем простые аналоги. В частности, есть возможность восстанавливать ресурс батареи, если она сломалась из-з сульфатации (режим десульфатации). В общей сложности реализовано 9 режимов работы, включая восстановление и быстрые алгоритмы зарядки АКБ. Стоит отметить наличие небольшого экрана, что упрощает процесс эксплуатации небольшого ЗУ для машин. Судя по комментариям покупателей, прибор отлично справляется с зарядом глубоко разряженных аккумуляторов.
Народные методы
Прежде чем переходить к основным и наиболее действенным способам, стоит рассмотреть ещё несколько интересных и потенциально достаточно эффективных вариантов.
Если вы не знаете, как сделать самостоятельно десульфатацию для своего аккумулятора, и никакого специализированного оборудования в распоряжении нет, тогда стоит опробовать один из следующих методов:
- физическая очистка;
- химические добавки;
- сода.
Практика показывает, что когда сульфатация поражает пластины аккумулятора, их вполне можно устранить даже в домашних условиях, не прибегая к помощи специалистов и не используя специальные устройства.
Физическая очистка
На практике физическая чистка налёта – решение не самое лучшее. На то есть несколько объективных причин:
- чтобы добраться до пластин, придётся резать корпус, тем самым нарушая его герметичность;
- правильно и полноценно восстановить целостность корпуса достаточно сложно;
- очищать налёт вручную тяжело и долго;
- при очистке можно повредить не только корпус, но и пластины, на которых обычно присутствуют тонкие защитные слои;
- любой контакт с электролитом может повлечь за собой ожоги;
- вдыхать пары электролита крайне опасно.
Но даже это не останавливает множество автолюбителей, которые в гаражных условиях разбирают батарею, чистят её вручную, после чего собирают обратно.
Автохимия
Более безопасным и эффективным считается использование специального средства. Есть различные химические присадки, но при этом автолюбители выделяют «Трилон Б».
Существуют и аналоги в виде порошков или готовых к использованию жидкостей. Прямого назначения по чистке АКБ у них нет. Тот же «Трилон Б» позиционируется как состав для очистки системы охлаждения. Но автомобилисты нашли ему более широкое применение.
Суть заключается в том, чтобы смешать порошкообразный состав с дистиллированной водой и залить полученную смесь внутрь аккумулятора. За счёт протекающих реакций начинается десульфатация. При этом автохимия обычно помогает при незначительных загрязнениях. Если налёта много и он плотный, тут лучше прибегнуть к более эффективным методам.
Сода
Не менее распространена среди автолюбителей десульфатация с помощью соды. Смысл здесь тот же, что и при использовании химии:
- нужно сделать раствор соды и воды, взяв 100 грамм порошка на 1 литр дистиллята;
- либо есть иной вариант пропорций: 1 чайная ложка соды на 100 мл жидкости;
- раствор ставится на огонь и доводится до кипения;
- затем эту смесь в горячем состоянии заливают в АКБ, предварительно слив электролит;
- выждав около 30–40 минут, соду можно сливать, затем промыть обычной чистой водой и залить электролит.
Остаётся только зарядить АКБ и проверить, восстановилась ли работоспособность, или нет.
Не всегда удаётся провести устранение с поверхностей свинцовых пластин автомобильного аккумулятора последствия сульфатации подобными методами.
Обычно они показывают себя неплохо, если ситуация с загрязнением незначительная.
Если же поражение пластин аккумулятора серьёзное, тогда сульфатацию будет лучше убрать с помощью специальных устройств.
Как устранить сульфатацию пластин
Под десульфатацией понимают воздействие на электроды и пластины различными способами, которые способствуют устранению образовавшегося налета солей кальция или свинца. Различаются такие виды очистки: механическую, химическую или с использованием неорганических присадок, электрохимическую с применением зарядного устройства.
Самым простым и быстрым способом десульфатации считается механическая очистка пластин от образовавшихся кристаллов соли. Батареи старого образца или обслуживаемые позволяют снимать крышку и получать доступ к пластинам и электродам.
Эти комплектующие извлекаются с батареи вручную и таким же образом очищаются – налет просто соскабливается с поверхности и щелей до полного устранения по мере возможности. Современные агрегаты чаще выпускаются необслуживаемого образца. Это не дает возможности попасть к банкам с электродами, чтобы их достать и почистить.
Для проведения очистки пластин севшей АКБ этим методом необходимо выполнить ряд операций:
Снять или срезать у обслуживаемых аккумуляторов верхнюю часть корпуса
Каждую из пластин зачистить вручную, осторожно, чтобы не повредить структуру электродов;
Установить очищенные пластины на их место в емкостях с соблюдением нужного зазора между каждой;
Сделать герметичным корпус, запаять снятую крышку;
Заполнить банки электролитом нужной плотности;
Провести проверку работоспособности АКБ, «подогнать» плотность жидкости к одному уровню во всех банках, не допуская разнос более, чем 0,01 кг/куб. см и концентрацию электролита не ниже 1,25, но не выше 1,31 кг/куб
см.
Для EFB батарей этот способ не применим, поскольку каждая группа электродов отдельно запаяна в сепаратор, предназначенный для предотвращения осыпания пластин.
В этой конструкции различается плотность электролита в банке и самом пакете (сепараторе), что испортит устройство после нарушения целостности. Этот фактор не дает провести механическую десульфатацию.
Химические присадки
Суть процесса заключается во введении в полость банок с электролитом специальных присадок с химическим составом, воздействующим на сульфаты кальция или свинца. В ходе зарядки растворы с присадками замедляют образование на электродах солевого налета, что возвращает до практически номинального заряда АКБ.
Чаще всего выбирают «Трилон-Б», однако не на всех батареях этот раствор одинаково эффективно срабатывает. Зависит реакция от особенностей конструкции аккумулятора, модели и технических параметров. Вероятность того, что химический способ десульфатации сработает — 50 на 50.
Состав «Трилона-Б» включает 5% аммиака, 2% кислоты органической производной от соли натрия, дистиллят. Эти компоненты к свинцу инертны, зато хорошо реагируют с налетом на электродах. В промышленности такой раствор применяется для превращения нерастворимых солей в растворимые.
Порядок проведения химической десульфатации:
- В соответствии с приведенными выше пропорциями готовится раствор «Трилон-Б»
- Аккумулятор заряжается полностью
- 2-3 раза производится промывка дистиллятом банок АКБ
- Не менее часа раствор должен провести в полости банок, чтобы закончились химические реакции и прекратились выделяться газы
- Неактивный раствор по завершению реакций сливается (откачивается без переворачивания устройства)
- 1-2 раза промывают с помощью дистиллированной воды внутреннюю часть банок
- Новый электролит, плотностью 1,25-1,27 кг/куб. см, заливается в каждую банку, проверяется его плотность и подгоняется к одному значению с разносом не более 0,01 кг/куб. см для каждой емкости
- АКБ заряжается полностью, корректируется концентрация жидкости
Электрохимический способ
Наиболее продуктивным способом десульфатации считается электрохимический, который осуществляется специальным зарядным устройством.
Суть электрической десульфатации заключается в пропускании через электролит тока с более высокими показателями, чем номинальные значения АКБ. Это приводит к естественному растворению в окружающей пластины жидкости скоплений свинцовых или кальциевых солей и растворение в ней, повышая плотность электролита. Это приводит показатели аккумулятора в норму.
Что такое сульфатация аккумулятора
В процессе эксплуатации аккумулятора на его поверхностях образуется оксидный слой, который обладает диэлектрическими свойствами. Это нормальное явление, которое является неотъемлемой частью рабочего процесса по преобразованию электрической энергии в химическую реакцию, и обратной реакции химических веществ, в результате которой на клеммах батареи образуется разность потенциалов.
При нестандартной работе, пластины аккумулятора покрываются значительно большим слоем сернокислого свинца, что может приводить к снижению емкости АКБ.
Что такое десульфатация аккумулятора
Если сульфатация пластин аккумулятора является естественным процессом, то десульфатация представляет собой операцию, предпринимаемую с целью избавления от токонепроницаемого слоя. Десульфатация аккумулятора может быть выполнена различными методами, но все варианты устранения сернокислого свинца требуют значительных временных затрат. Чтобы облегчить процесс могут применяться специальные зарядные устройства с десульфатацией, в которых имеется режим работы, позволяющий практически полностью устранить сульфатированный слой практически в автоматическом режиме.
Как определить сульфатацию аккумулятора
Сульфатация пластин может определяться по следующим признакам:
- Уменьшение времени заряда/разряда. Аккумуляторная батарея, пластины которой покрыты значительным слоем сульфатов очень быстро заряжается и так же стремительно теряет заряд при подключении потребителей электроэнергии.
- АКБ быстро закипает при подключении к зарядному устройству (как правило, присутствует и чрезмерный нагрев батареи).
- Белый налет на пластинах. Можно обнаружить, если эксплуатируется обслуживаемый аккумулятор, у которого для выявления наличия сульфатации, достаточно открутить пробки, и заглянуть в банки.
При наличии специального оборудования можно попытаться измерить емкость аккумулятора. Если максимальные показатель не будет составлять даже половину заявленного заводом-изготовителем значения, то, скорее всего, внутренние пластины покрыты значительным слоем сульфата свинца.
Какие аккумуляторы можно восстановить
Если аккумуляторная батарея слишком повреждена, то ее восстановление не представляется возможным. По этой причине, прежде чем приступить к операции по удалению слоя сульфата свинца, следует оценить величину диэлектрического слоя на внутренних пластинах АКБ. Если перезаряжаемому источнику электроэнергии уже более 5 лет, то десульфатация может и не иметь положительных последствий. При длительном хранении батареи в разряженном состоянии также может образоваться оксидный слой, который уже невозможно будет удалить.
Перед выполнением десульфатации следует также убедиться в том, что неисправность АКБ не вызвана иными причинами. Например, неработоспособность аккумулятора может возникнуть при коротких замыканиях в одной или нескольких банках, а также при физическом разрушении свинцовых пластин.
Десульфатация кислотного аккумулятора
Десульфатация кислотного аккумулятора может быть осуществлена различными методами. При относительно небольших внутренних отложениях можно использовать специальные зарядные устройства с режимом десульфатации. Химический метод очистки представляет собой более сложный процесс, но может применяться при более значительном поражении внутренних деталей АКБ. Возможно также механическое отделение оксидного слоя от основного металла, но этот способ практически не применяется по причине большой трудоемкости.
Схема для десульфатации автомобильного аккумулятора
Применение специальной схемы для десульфатации автомобильного аккумулятора позволит избежать необходимости приобретения специальных зарядных устройств с функцией десульфатации. Преимущество этого метода заключается в его простоте и дешевизне. Можно самостоятельно создать простое устройство на микросхеме 555, которое будет посылать короткие электрические импульсы на клеммы АКБ, способные разрушить сульфатную пленку.
Способы десульфатации аккумуляторной батареи
Последнее время необслуживаемые АКБ активно вытесняют обслуживаемые, они имеет ряд преимуществ:
- нет необходимости доливать в банки дистиллированную воду;
- при той же емкости батареи имеют более компактные размеры.
Весь уход за необслуживаемыми аккумуляторами заключается в своевременной подзарядке и соблюдении правил эксплуатации.
Но кроме преимуществ батарея необслуживаемого типа имеет и существенные недостатки:
- за счет уменьшения размеров АКБ свинцовые пластины тоньше, и прочность их уменьшилась;
- батареи быстрее выходят из строя при неисправном электрооборудовании автомобиля.
Сейчас читают УМЗ-4218
Масло течет из-под масляного фильтра: почему так происходит…
Есть несколько вариантов восстановления аккумуляторов всех типов:
- зарядка реверсивными токами
- восстановление батареи путем замены разрушенных элементов;
- десульфатация токами малых величин;
- доливка в аккумулятор специальных жидкостей, которые разрушают сульфат;
- восстановление работоспособности АКБ импульсными токами.
Следует отметить, что не все эти способы можно легко применить для необслуживаемых аккумуляторов, полностью герметичную батарею непросто отремонтировать механическим путем, долить в нее присадки.
Десульфатация пластин обычным зарядным устройством
Как отмечалось выше, выполнить работы по десульфатации пластин аккумулятора можно при помощи обычного зарядного устройства. Но работа в данном случае будет значительно более сложной и потребует регулярного вмешательства в процесс.
Рассматриваться процесс десульфатации будем для аккумулятора, который имеет напряжение на клеммах на уровне в 8 Вольт, а плотность электролита порядка 1,07 г/см 3 . Подобный аккумулятор при обычной зарядке начинает кипеть примерно через 15 минут, при этом не получая напряжение.
Выполняется десульфатация при помощи обычного зарядного устройства следующим образом:
Снимите аккумулятор и поставьте его в хорошо проветриваемом помещении, где будут проходить работы;
Далее проверьте, чтобы в батарее было достаточно электролита. Если его мало, то долейте обычной дистиллированной воды
Обратите внимание, что ни в коем случае нельзя доливать электролит или концентрат;
Далее потребуется взять обычное зарядное устройство, которое позволяет жестко устанавливать показатели тока и напряжения (Ампер и Вольт), и подключить его к батарее;
- Поставьте напряжение на уровень от 13,9 до 14,3 Вольт, а ток на уровень от 0,8 до 1 Ампер и включите его в работу, после чего оставьте аккумулятор в подобном состоянии на 8-9 часов;
- Выполнив описанные выше действия, можно заметить, что плотность электролита в аккумуляторе не изменилась, но увеличилось напряжение примерно до 10 Вольт – это то, что требуется;
- Отключите зарядное устройство от аккумулятора и оставьте его в таком состоянии на 24 часа;
- Далее вновь подключите зарядную станцию к аккумулятору, но выставите на сей раз ток на уровне в 2-2,5 Ампера. Снова оставляем аккумулятор заряжаться на 8-9 часов;
- После этого вы заметите, что его напряжение возросло до уровня около 12,8 Вольт, а плотность повысилась до значений в 1,11-1,13 г/см 3 ;
- Как можно видеть, процесс десульфатации начался. Чтобы его продолжить, необходимо подать на аккумулятор небольшой разрядный ток. Для этого лучше всего использовать лампу дальнего света автомобиля, либо что-то похожее по нагрузке. Оставьте аккумулятор с подключенной нагрузкой на 8-9 часов. Желательно постоянно контролировать результат, чтобы напряжение не снизилось меньше 9 Вольт, при этом плотность будет оставаться на прежнем уровне;
- После этого вновь заряжаем 8 часов при помощи зарядной станции аккумулятор током около 0,8-1 Ампер. Далее снова его оставляем стоять без подключенной зарядки и нагрузки на протяжении 24 часов, а после заряжаем током в 2-2,5 Ампер, чтобы вновь повысить напряжение батареи до уровня в 12,7-12,8 Вольт. После второго цикла вы заметите, что плотность повысилась до 1,15-1,17 г/см 3 . Следом вновь нагружаем аккумулятор.
Подобные процедуры следует проводить до тех пор, пока плотность батареи не приблизится к идеальной – 1,27 г/см 3 . Подобные работы позволят очистить пластины аккумуляторной батареи на 80-90%
Обратите внимание, что в зависимости от сложности ситуации, работы могут занять вплоть до двух недель