Электролит
Как было указано выше, электролит представляет собой раствор серной кислоты и воды. Под действием низких температур, известно, что вода замерзает, однако с электролитом этого не происходит.
Но тем не менее она заметно загустевает и теряет свои свойства, из-за чего ёмкость батареи заметно снижается. Что бы избежать этого, сегодня, в электролит добавляют разнообразные присадки.
Гелевые электролиты
Их по праву можно считать вершиной эволюции кислотных батарей. Такие АКБ называются попросту, гелевыми. В этих устройствах электролит модифицирован настолько, что представляет собой нечто наподобие желе.
Такая модификация, в комплексе с другими вышеописанными инновациями дала поистине волшебные результаты. В итоге батареи стали практически вечными, невосприимчивыми к переворачиванию, практически не теряющими свои свойства зимой и при этом на много легче по массе.
Выбор типа устройства
В настоящее время в продаже около 80% всех АКБ относятся именно к необслуживаемому типу, и если рассматривать вопрос в общем случае, какой АКБ лучше — обслуживаемый или необслуживаемый, то для всех категорий водителей рекомендуется выбирать именно последний тип, поскольку правильная его эксплуатация обеспечивает длительный срок службы.
В среднем, обслуживаемый аккумулятор работает без перебоев около 2−3 лет, если с ним правильно обращаться. Необслуживаемый вариант может выполнять с успехом свои функции в течение 5−7 лет. На такие АКБ гарантия дается от 24 до 36 месяцев, однако если выбирать именно необслуживаемый тип батареи, то следует остановить свой выбор на известных фирмах.
На дешевые приборы обычно распространяется гарантия до 1 года.
Конструкция аккумуляторов
Перед тем как выбрать обслуживаемый и необслуживаемый АКБ, следует определиться с типом его конструкции. По этому показателю можно выделить 3 варианта:
- Батареи, состоящие из свинцовых пластин и электролита на основе серной кислоты. Это наиболее популярный вид АКБ, который распространен из-за невысокой цены. Перезаряжать эти приборы можно, но вот глубокий разряд часто приводит к необратимым отрицательным последствиям для них.
- Гелиевые батареи. В них рабочий раствор представляет собой кислоту с растворенными в ней соединениями кремния для поддержания нужной консистенции. Такие аккумуляторы всегда производятся в герметичном корпусе, могут работать под любым углом наклона и спокойно переносят глубокий разряд. Недостатки: сравнительно высокая цена по отношению к сернокислотным приборам, а также жесткие требования в процессе зарядки.
- Еще одним видом батарей являются AGM приборы. Их можно назвать гибридами между гелиевыми и стандартными аккумуляторами. Между их пластинами присутствует наполнитель, как правило, это стекловолокно, которое пропитано жидким рабочим раствором. Такие электроприборы работают под абсолютно любым углом наклона, кроме вертикального положения вверх дном, стойки к любого рода вибрациям и механическому воздействию. Самый главный их недостаток заключается в том, что они требуют еще более бережного отношения, чем гелиевые батареи, поскольку их можно повредить как при перезаряде, так и при глубоком разряде.
Если у водителя старые Жигули, то лучшим решением станет приобретение стандартного кислотного аккумулятора. Для нового автомобиля предпочтительнее брать батареи AGM, которые способны на старте выдавать ток большей величины. Что касается гелиевых батарей, то их можно считать роскошью из-за высокой цены. Также эти надежные приборы используются для питания мощных аудиосистем или для приведения в движения лебедки на оборудованных ею транспортных средствах. В последнем случае помимо гелиевого используется еще один аккумулятор, который питает электронную начинку автомобиля.
Рекомендуем: Виды аккумуляторов для автомобилей и их характеристика
Другие показатели
При выборе АКБ следует обращать внимание и на другие свойства. Одним из них является пусковой ток, который указывается на этикетке корпуса устройства
Он измеряется по следующим стандартам:
- EN: европейский стандарт, показывающий максимальный ток в Амперах, который может выдавать устройство при температуре -18˚С в течение 10 сек., при этом напряжение не должно падать ниже 7,5 В.
- SAE: это американский стандарт, по которому определяют тот же ток при той же температуре, но в течение 30 сек. при напряжении не ниже 7,2 В.
- DIN: это промышленный немецкий стандарт, согласно которому ток измеряется при тех же условиях, что и в стандарте SAE, только напряжение должно не упасть ниже 9 В.
Именно стандарт DIN является предпочтительным при выборе мощного аккумулятора, поскольку он проходит более жесткое тестирование по сравнению с европейским и американским стандартами. Например, 360 А по немецкому стандарту соответствуют около 600 А по EN. Именно на этот показатель рекомендуется ориентироваться, если аккумулятор приобретается для эксплуатации в суровых зимних условиях.
Наиболее распространенными моделями являются те, которые имеют эту характеристику между 55 и 70 А/ч.
Маркировка аккумуляторов
Чтобы сделать верный выбор при покупке нового аккумулятора, стоит учитывать не только их основные параметры, но и те, что указаны в маркировке. Для того, чтобы понимать, что значит та или иная цифра или буква на этикетке автомобильного аккумулятора, в первую очередь, необходимо определить к какому стандарту он относится.
В зависимости от места изготовления аккумулятора существует 4 стандарта: российский (по ГОСТу), азиатский (JIS), американский (SАЕ) и европейский (немецкий DIN или международный ETN).
Все стандарты включают в маркировку информацию о:
- номинальной емкости;
- компании-производителе;
- номинальном напряжении;
- токе холодной прокрутки;
- дате производства;
- полярности;
- весе акб;
- уровне электролита.
Российский стандарт
Согласно российскому ГОСТ
маркировка батареи, например, выглядит так:6СТ-55АЗ , где:6 — количество банок в аккумуляторной батарее;СТ — назначение аккумулятора(стартерная батарея);55 — номинальная емкость в Ампер-часах;АЗ — исполнение аккумуляторной батареи (А-общая крышка, З-залитая электролитом и заряженная, П-сепаратор-конверт из полиэтилена, М — сепаратор минпласт из поливинилхлорида, Э — эбонитовый моноблок, Т — моноблок из термопластичной пластмассы).
В нормативных документах на батареи конкретных типов допускается (при необходимости) указывать дополнительные обозначения.
Азиатский стандарт
Согласно азиатскому
(японскому) стандартуJIS маркировка, например,выглядит как:75B24L , где:75 — своеобразный коэффициент ёмкости, указывающий на показатели уровня пускового тока и ёмкости, но это не ёмкость в чистом виде;B — исполнение аккумулятора: тип клемм, габариты и тп. Используются латинские буквы от A до H;24 — длина аккумулятора в сантиметрах;L — расположение выводов аккумулятора: L — отрицательная клемма слева, R — отрицательная клемма справа.
Американский стандарт
Согласно американскому
стандартуSAE аккумулятор имеет подобную маркировку:А34650, где:А — тип батареи (автомобильная батарея);34 — коэффициент типоразмера и полярности (34 — 260х173х205 мм, прямая полярность)650 — ток холодной прокрутки в амперах (650А).
Европейский стандарт
По европейским
стандартамETN маркировка аккумулятора выглядит как:560 065 043, где:5 — группа ёмкости батареи 12В (5 — ёмкость от 1 до 99 Ah);60 — ёмкость аккумулятора (60Ah);065 — исполнение аккумулятора;043 — ток холодной прокрутки в амперах (430А).
Ряд зарубежных производителей батарей маркируют свои батареи специфическим образом, указывая в маркировке не емкость, а значение тока холодного запуска, которому по каталогу можно сопоставить величину номинальной емкости. Дополнительный код, собственный для каждого производителя, позволяет узнать место и дату производства батареи.
Дата выпуска аккумуляторов различных марок
На каждом аккумуляторе указана дата и место его изготовления. Чаще всего они выдавлены на корпусе. К сожалению, сейчас не существует единого стандарта маркировки этой информации, поэтому каждый изготовитель использует свой формат. Так, например, дата выпуска аккумуляторов A-mega выглядит как 0491 62-0M7 126/14
, где 14 — год (2014), а 126 — день с начала года (6 мая). Аккумуляторы Varta имеют маркировкуС0С453032 , в которой С — место расположения завода (Чехия), 0 — номер конвеера, C — тип заказа, 453 — дата выпуска (4 — 2014, 53 — май). На аккумуляторах Feon информация размещается в формате2436 , где 4 — 2014 год, а 43 — номер недели.
Сферы применения
Причиной появления этого оборудования стали европейские машины с функцией start-stop. При торможении и запуске двигателя АКБ необходимо вынести большое сопротивление и напряжение, так как полностью нагрузка припадает на него. Простой аккумулятор не обладает таким объёмом батареи, чтобы заряжаться в режиме «start”. Пару полных разрядов и АКБ можно отправлять в мусорный бак. (Применяемые технологии в efb батареях) увеличивают объём батареи, что решает данную проблему. Проблема, которая решается путём использования ЕФБ, качество автозвука. Современные стерео-системы для автомобиля требуют высокого напряжения. Если мощности источника электроэнергии недостаточно, басы издают неприятные звуки. Конструкция оборудования ЕФБ направлена на правильную работу в этих условиях.
Преимущества и недостатки
Среди плюсов кальциевых аккумуляторов важно отметить следующие
- Снижение интенсивности электролиза воды и повышение порога напряжения, при котором начинается этот процесс. Благодаря этому отпадает необходимость в регулярной проверке уровня электролита и заливке дистиллированной воды. Классический аккумулятор Ca Ca выполняется в необслуживаемом корпусе. Увеличение порога начала электролиза воды до 14,8-15 вольт обеспечивает высокую устойчивость к перезаряду при длительных поездках.
- Низкий уровень саморазряда. Легирование решёток отрицательных электродов кальцием обеспечивает снижение саморазряда. В результате, аккумулятор гораздо меньше разряжается во время стоянки.
- Повышается прочность решёток и электродов в целом. Решётки производители выпускают по просечно-вытяжной технологии из свинцовой ленты. Увеличенная прочность позволяет АКБ гораздо лучше противостоять вибрации при движении автомобиля. Повышенная прочность решеток также позволяет изготавливать электроды меньшей толщины. Благодаря этому, можно увеличить их количество в корпусе. Это обеспечит увеличение ёмкости и пускового тока аккумулятора при тех же габаритах.
- Уменьшение коррозии электродов. Легирование кальцием снижает интенсивность коррозионных процессов, что обеспечивает увеличение срока эксплуатации батареи.
Кальциевые аккумуляторы работают по принципу: «поставил и забыл». В большинстве случаев они не требует к себе внимания в течение всего срока службы. После выработки своего ресурса (4-5 лет) аккумуляторная батарея заменяется и про неё снова можно забыть.
Сильные и слабые стороны
Можно выделить несколько преимуществ и недостатков, характерных для современных EFB аккумуляторов. Насколько они критичны конкретно в вашем случае, решайте сами.
К недостаткам можно отнести такие пункты:
- такие АКБ несовместимы с автомобилями, где используется система рекуперации энергии торможения;
- высокая стоимость по сравнению с обычными WET аккумуляторами;
- меньшие эксплуатационные характеристики в сравнении с AGM и GEL технологиями.
В остальном же выделяют только сильные стороны.
К числу главных преимуществ относят:
- улучшенные показатели работы в условиях низких температур;
- увеличенные размеры свинцовых пластин, что продлевает срок их службы;
- применение технологии, защищающей пластины от осыпания длительное время;
- ускоренный процесс зарядки;
- продолжительная эксплуатация;
- устойчивость к вибрационным нагрузкам;
- использование специальных воронок, смешивающих электролит;
- высокая эффективность работы в условиях жары;
- безопасность конструкции;
- защита от испарения электролита.
Вопрос стоимости довольно спорный. Тут многое зависит от того, с чем именно сравнивать аккумулятор.
Но одно стоит знать точно. Если на вашем автомобиле предусмотрена кнопка «Start-Stop», самым правильным решением будет использование EFB аккумулятора.
Чем отличается WET от AGM и GEL аккумуляторов
Автомагазины предлагают такой тип аккумуляторов как AGM (Absorbent Glass Mat). Внутри банок располагается электролит не в жидком состоянии, а в абсорбированном. Им пропитаны специальные маты из стекловолокна, расположенные между свинцовыми пластинками (электродами). В результате использования подобной технологии такие АКБ оказываются менее чувствительными к положению корпуса, в отличие от WET-батарей, которые обязаны находиться строго вертикально (клеммами вверх).
За счёт более плотной установки пластин в аккумуляторах с абсорбированным электролитом удаётся добиться на треть больше тока, в отличие от жидкостных аналогов. Так как Absorbent Glass Mat не чувствительны к глубоким разрядам, то это позволяет задействовать их на машинах с системами «Старт/Стоп». Срок службы достигает 10 лет.
В аккумуляторах с маркировкой «GEL» электролит находится в желеобразном состоянии. Такой состав не получится пролить, и он фактически не испаряется. Все типы подобных источников питания отнесены к необслуживаемой группе, поэтому лишены пробок для долива дистиллята.
Плюсами технологии являются такие факторы:
- стойкость к глубоким разрядам;
- высокая скорость зарядки;
- высокая отдача тока;
- экологичность и отсутствие испарений;
- стойкость к вибрациям;
- возможность установки в любом положении;
- прочность к механическим повреждениям;
- длительный срок службы – до 10 лет.
Типы свинцово-аккумуляторных батарей
Если АКБ вышла из строя, наиболее простой способ подобрать новую — почитать, что сказано в инструкции. В магазинах автозапчастей можно встретить различные типы аккумуляторов, о многих из которых мы писали ранее:
- GEL — необслуживаемые АКБ. В них нет привычного жидкого электролита, за счет добавления к электролиту силикагеля он находится в желеобразном состоянии;
- AGM — здесь электролит находится в ячейках стеклопластика, которые по своей конфигурации напоминают губку. Данный тип устройств отличается высокими пусковыми токами и возможностью эксплуатации в сложных условиях. Такие батареи можно смело ставить на ребро и переворачивать. Относятся к необслуживаемому типу;
- EFB — схожая с AGM технология, с той лишь разницей, что сами пластины помещены в сепаратор из пропитанного электролитом стекловолокна. Данный тип батарей также обладает высокими пусковыми токами, разряжается намного медленнее и идеально подходит для технологии Start-Stop, в которой требуется постоянная подача тока с АКБ на стартер для запуска двигателя.
Если же говорить про аккумуляторы, где указано обозначение WET, мы имеем дело с обычной технологией, в которой пластины погружены в жидкий электролит. Таким образом, WET-аккумуляторы — это наиболее распространенный на сегодня тип свинцовых батарей с жидким электролитом. Слово «WET» с английского так и переводится — жидкие. Можно также встретить иногда название «Wet Cell Battery», то есть аккумуляторная батарея с жидкими ячейками.
Процесс изготовления кальциевых пластин
Решетки старого образца, в которые добавляли сурьму, выплавляли. Когда технологию попытались использовать для сплава с Ca, выяснилось, что он при плавке просто выгорает. Тогда нашли выход: стали делать длинную ленту из сплава, на которой штампами вырубали детали нужной формы. Внешняя окантовка пластинки сохраняет прочность, а внутренние ребра можно делать любой величины, конфигурации, в любом количестве.
Несмотря на то, что технологические процессы разработаны, внедрены в производство, заводы продолжают выпускать решетки из смеси свинца и сурьмы. Их изготовление проще и дешевле, чем работа с кальцием. Правда последнее время появились гибриды: сплав, в котором есть и сурьма, и кальций.
Мифы и реальность об аккумуляторах с улучшенной технологией EFB
Enhanced Flooded Battery (EFB) или, говоря по-русски, улучшенная аккумуляторная батарея с жидким электролитом. Аккумулятор, произведенный по такой технологии, отличается от привычной «классической» батареи пластинами, каждая из которых заключена в специальный пакет – сепаратор. Поверхность пластин лучше защищена от сульфатации, батарея не боится «осыпания» пластин.
В результате батарея с улучшенной технологией EFB – устойчива к глубоким разрядам и циклическим нагрузкам, легко переносит многочисленные циклы заряд-разряд, имеет увеличенные токи холодного пуска, быстрее восстанавливает заряд, работает в широком диапазоне температур, что особенно актуально для России. А еще хорошо переносит пиковые нагрузки и почти не испаряет электролит.
Устройство корпуса
У большинства аккумуляторов корпус состоит из ударопрочного полипропилена. Он характеризуется как легкий материал, не вступающий в химическую реакцию с агрессивным электролитом АКБ. Полипропилен имеет весьма хорошую стойкость к перепадам температур, возникающих под капотом автомобиля, где нагрев может достигать до +60 ̊С, а при морозах до -30°С. Корпус большинства АКБ состоит из ручки для переноса, пробок, индикатора заряда, клемм для подключения к электросети. Вес АКБ емкостью 55Ач около 16,5 кг. Известными типами аккумуляторов, обладающих спросом являются: американский, европейский, азиатский и российский типы корпусов.
Европейский тип корпуса характерен тем, что АКБ клеммы находятся в углублении, их верхний край не выступает над плоскостью крышки. В некоторых случаях клеммы дополнительно защищаются от внешнего воздействия специальными крышечками. Азиатский тип корпуса – это коробка, на которой клеммы расположились на верхней крышке. Верхний край клемм является самой высокой точкой аккумулятора.
Российский стандарт АКБ
Обозначение | Описание букв |
А | АКБ имеет общую крышку для всего корпуса |
З | Корпус батареи залит и она является полностью заряженной изначально |
Э | Корпус-моноблок АКБ выполнен из эбонита |
Т | Корпус-моноблок АБК выполнен из термопластика |
М | В корпусе использованы сепараторы типа минпласта из ПВХ |
П | В конструкции использованы полиэтиленовые сепараторы-конверты |
Аккумулятор (АКБ) ALPHALINE 60 Ач
Тип крепления аккумулятора
Особое внимание при выборе АКБ следует уделять типу крепления АКБ, при котором батарея может крепиться снизу или сверху. С помощью специальной монтажной рамки, которая охватывает аккумулятор, элемент крепится вверху
Крепление аккумулятора происходит с помощью планки и двух шпилек. Чаще всего такой вид установки и фиксации аккумуляторной батареи встречается на автомобилях китайского или корейского производства.
Тип крепления на АКБ
Нижнее крепление применимо на европейских автомобилях. На нижней части корпуса АКБ находится выступ. За этот выступ аккумулятор прижимается к платформе с помощью пластины и винта.
Выступ для фиксации АКБ
Способы соединения аккумуляторов (как работает аккумулятор)
Параллельное соединение (как работает аккумулятор)
Величина разряда тока, зависит от многих факторов, хотя в первую очередь от конструкции, примененных материалов и их габаритов. Чем значительнее площадь пластин у электродов, тем больший ток они могут выдерживать.
Этот принцип используется для параллельного подключения однотипных банок у аккумуляторов при необходимости увеличения тока на нагрузку. Чтобы зарядить такую конструкцию потребуется поднять мощность источника. Этот способ используется редко для готовых конструкций, в настоящее время куда проще сразу приобрести необходимый аккумулятор. Но им пользуются производители кислотных АКБ, соединяя различные пластины в единые блоки.
Последовательное соединение (как работает аккумулятор)
В зависимости от применяемых материалов, между двумя электродными пластинами распространенных в быту аккумуляторов может быть выработано напряжение 1,2/1,5 или 2,0 вольта. На самом деле этот диапазон гораздо шире. И многим электрическим приборов его явно недостаточно. Поэтому однотипные аккумуляторы подключают последовательно, делают это зачастую в едином корпусе.
Примером подобной конструкции служит широко распространенная автомобильная разработка на основе серной кислоты и свинцовых пластин-электродов.
Часто среди водителей транспорта, под понятием «аккумулятор» принято понимать любое устройство, независящее от количества его составных элементов — банок. Это не является правильным. Собранная из нескольких последовательно подключенных банок конструкция считается уже батареей, за которой закрепилось сокращенное название «АКБ». Ее внутреннее устройство показано на рисунке.
Устройство кислотной аккумуляторной батареи (АКБ)
Любая банка состоит из двух блоков с набором пластин для положительного и отрицательного электродов. Блоки входят друг в друга без металлического контакта с возможностью надежной гальванической связи через электролит.
При этом контактные пластины имеют дополнительную решетку и отдалены между собой разделительной пластиной — сепаратором.
Благодаря соединению пластин в блоки увеличивается их рабочая площадь. Это снижает общее удельное сопротивление всей конструкции, позволяет повышать мощность подключаемой нагрузки.
Обзор моделей отечественных и зарубежных производителей
Первыми начали применять тип АКБ EFB европейские производители для установки на передовые новинки автомобилей с устройствами “Старт-Стоп”. Позднее эту эстафету приняли отечественные фирмы, адаптируя характеристики АКБ под российские погодные условия и работу в морозном климате.
Существует целый ряд зарубежных производителей:
- Фирма TAB Magik расположена в Словении. Производит батареи аккумуляторов, устанавливаемые на грузовые и легковые автомобили.
- Varta разработала и выпустила на конвейер серию Blue Dinamik Start-Stop. В нее входят устройства с параметрами емкости 60-95 А/ч. Изюминка этой марки в применении технологии PowerFrame. Производятся устройства для автобусов, грузовых автомобилей и специального транспорта.
- Германская компания Deta выпускает АКБ EFB емкостью от 65 до 80 а/ч, с пусковым током 650 ампер.
- Известная немецкая фирма Bosch выпускает серию S5 EFB. Емкость батарей от 60 до 80 а/ч. Применяется «серебряная» технология производства.
- Компания Yuasa разработала аккумуляторы, обеспечивающие до 270000 стартов. Современная технология позволила ускорить процесс заряда батареи. Конструкция позволяет установку в подкапотном пространстве в самую жаркую погоду.
- Американская фирма Exide производит серию EFB батарей улучшенного качества. Разработчики изобрели оригинальные добавки, что повысило качество свинцовых сплавов. Электрическая емкость устройств в диапазоне от 60 до 80 а/ч.
- Компания Autopart занимается выпуском батарей для автотранспорта с наличием повышенной нагрузки на электрическую сеть. Для этого применена инновационная угольная присадка к свинцовым пластинам. Расширен срок эксплуатации. Для предотвращения взрывов применяются вкладыши. Хорошо зарекомендовали себя в морозном и жарком климате.
- Разработанные компанией Topla АКБ имеют электрическую емкость 60-90 а/ч. Превосходство характеристик достигается применением инновационного MFW-флиса на положительных пластинах. Благодаря этому не допускается разрушение слоев обмазки и повышается долговечность эксплуатации. На конструкции корпуса расположен индикатор для контроля состояния АКБ. Для повышения пожарной безопасности применен пламегаситель. Для предотвращения вытекания электролита при переворачивании использована дополнительная защита.
- Турецкий производитель Mutlu — разработал и выпустил в серию EFB АКБ. Это различные по полярности и емкости батареи в корпусах как европейского, так и азиатского стандартов.
Российские производители также набирают обороты:
- Фирма АКОМ начала производить EFB АКБ под брендом Ultimatum. Электрическая емкость 60-100 А/ч. Распространение получили АКБ AKOM EFB 65 А/ч. Позднее появилась линейка аккумуляторов ZEUS EFB с ресурсом в два раза выше, чем у стандартных АКБ, и скоростью накопления заряда на 45% быстрее. Компания АКОМ расположена в городе Жигулевске Самарской области.
- Предприятие “ТУБОР”, расположенное в городе Бор Нижегородской области, производит батареи TITAN по технологии EFB с 1999 года. Для выпуска TITAN изначально создавалось совместное предприятие с фирмой «EXIDE-TUDOR». Сначала поставлялись импортные комплектующие и осуществлялась сборка. Теперь это 100% российское предприятие с полным импортозамещением.
- Завод “Тюменские аккумуляторы” выпускает серию брендов, таких как Arctic Batbear, TYUMEN BATBEAR и т. д. Внедряются в производство технологии EFB и AMG.
Автомобильные аккумуляторы EFB – это аккумуляторы будущего. Они превосходят стандартные свинцово-кислотные АКБ как минимум двукратно по продолжительности эксплуатации. Способны переносить разрядку до нуля вольт, не теряя электрической емкости, и полностью восстанавливаться после зарядки. Производители утверждают о 240 циклах разряд-заряд. Большинство фирм дают двукратную гарантию на купленные аккумуляторы Force EFB, в среднем 4 года против 2 лет, как у стандартных АКБ. При этом цена EFB батарей демократичная – всего на 30% дороже обычных батарей.
Спасибо, помогло!2Не помогло
Сейчас читают:
Что такое графеновый аккумулятор и как он работает
Зачем нужны литий-титанатные аккумуляторы для автомобиля
Что такое емкость аккумуляторной батареи и в чем она измеряется?
Как устроены гелевые аккумуляторы для автомобилей и чем отличаются от обычных
Как правильно заряжать гелевые аккумуляторы на 12 вольт
Отличия от GEL и AGM
Выбирая новую аккумуляторную батарею, проводится сравнение различных существующих вариантов.
Автомобилисты, привыкшие к старым технологиям, даже не смотрят в сторону GEL или AGM, считая, что отсутствие доступа к банкам — это странно.
Но всё же такой тип автомобильного аккумулятора как WET заметно отличается от двух других технологий. Причём он им заметно уступает.
Сравнение с AGM
Это только необслуживаемые АКБ, имеющие герметичный корпус. Электролит заливается в стекловолоконные маты, из-за чего пролить жидкость становится невозможно. Электролит пропитывает этот материал.
Часто AGM АКБ называют гелевыми, но это не совсем так. Гелевые и AGM относятся к группе клапанно-регулируемых свинцово-кислотных батарей. Это клапана сбрасывают избыточное давление при необходимости.
На положительных пластинах используется сплав из свинца, кальция и олова. На отрицательных только свинец и кальций. Главное отличие от WET заключается в технологии замещения газов. У AGM работа основана на цикле обмена кислорода. Здесь кислота постоянно остаётся внутри корпуса за счёт стекловолоконных перегородок. Вода преобразуется в кислород и водород, но затем опять соединяется и превращается в воду. Это позволяет исключить расход жидкости.
AGM аккумуляторы отличаются повышенной устойчивостью к высоким температурам, не нуждаются в обслуживании, имеют высокие показатели пускового тока, если сравнивать с классическими WET АКБ.
Активно AGM применяются на машинах с гибридными силовыми установками. Но также они прекрасно подходят для автомобилей с обычными ДВС. Просто некоторые автомобилисты не готовы переплачивать.
Сравнение с GEL
У гелевых АКБ, в маркировке которых присутствует надпись GEL, используют электролит в гелеобразном агрегатном состоянии. Он не проливается, что позволяет ставить их под разным углом и наклоном.
То есть банки должны располагаться строго вертикально, чтобы исключить возможные утечки рабочей жидкости
В случае с гелем это не важно. Даже если перевернуть их вверх дном, работа продолжится
Хоть и делать так не рекомендуется.
Гелевые АКБ являются только необслуживаемыми. То есть здесь отсутствуют крышки для доступа к банкам, заливать электролит или дистиллированную воду не приходится.
Состав геля несколько отличается. Да, здесь также используется дистиллированная вода и серная кислота. Сами пластины выполнены из свинца с добавлением компонентов, увеличивающих сопротивление сульфатации и продлевающие срок службы. Но также применяется загуститель. Это позволяет приобретать состояние геля, вязкой массы.
Если не считать стоимость, по большинству параметров GEL технология превосходит WET.
Преимущества и недостатки
Владельцы автомобилей отдают предпочтение EFB аккумуляторам по разным причинам. Чтобы выяснить, какие же преимущества имеет эта модель, детальнее нужно разобрать все плюсы и минусы этих аккумуляторов.
- Улучшенные свинцовые пластины. Для их изготовления было использовано гораздо больше свинца, по сравнению с другими стандартными видами аккумуляторов.
- Свинцовые пластины закрыта и защищена от агрессивных факторов внешней среды благодаря специальному пакету, в который её поместили . Данный пакет предотвращает преждевременную сульфатацию пластин, уберегает пластину от повреждений и разрушений.
- Данная батарея заряжается на порядок быстрее. Это происходит благодаря использованию очищенного свинца.
- Пластины данных АКБ защищены от быстрого износа при глубоких разрядах. Батарея работает намного дольше, по сравнению с ранее разработанными моделями аккумуляторов, так как батарея на самом деле разряжается лишь наполовину. Это стало возможным из-за того, что оксиды не оседают на поверхность пластин.
- EFB батареи выдерживают порядка 100 — 150 глубоких разрядов, для сравнения, традиционные АКБ принимаю на себя приблизительно 25 — 50 разрядов. Это увеличивает срок службы EFB аккумулятора, ведь количество случившихся глубоких разрядов не имеет влияния на срок его работы.
- Батареям EFB аккумулятора не страшна тряска. Это происходит благодаря вибростойкости спаек, находящихся между пластинами. Производитель гарантирует длительность работы EFB аккумуляторов на период более 7 лет.
- Внутри конструкции батареи предусмотрены специальные воронки, с помощью которых электролит непрерывно перемешивается. Это дополнительно продлевает продуктивность работы АКБ.
- EFB аккумуляторы не требуют обслуживания, исключением могут быть аккумуляторы бюджетного диапазона.
- Повышение температуры не влияет на продуктивность работы и срок службы аккумуляторов данного типа.
Наряду с вышеперечисленными плюсами и преимуществами EFB аккумуляторов, стоит упомянуть и о парочке недостатков:
- EFB батареи несовместимы с двигателями, оснащенными системой рекуперации кинетической энергии торможения.
- Эти АКБ менее мощные, по сравнению с AGM аккумуляторами, однако это можно заметить только при большом энергопотреблении в салоне автомобиля.
Что такое аккумулятор Ca Ca?
Обозначение аккумулятора Ca Ca (Ca-Ca, Ca/Ca) или просто кальциевый говорит о том, что эта модель имеет положительные и отрицательные свинцовые пластины, легированные кальцием. Легирующего материала там совсем немного (около 0,07-0,1% по массе). Ключевой момент здесь в том, что кальцием легируются обе пластины. Есть ещё гибридные аккумуляторы, у которых кальцием легированы только решётки отрицательных электродов. Аккумуляторы Ca Ca относятся к группе WET, то есть, с жидким электролитом. Можно сказать, что этот тип аккумуляторной батареи является эволюционной ступенью развития свинцово-кислотных аккумуляторов.
Что касается электрохимической системы и протекающих в ней реакций, аккумуляторные батареи Ca/Ca ничем не отличаются от других типов аккумуляторов. Вот реакции, происходящие при разряде.
Анод
PbO2 + SO42- + 4H+ + 2e— => PbSO4 + 2H2O
Катод
Pb + SO42- — 2e— => PbSO4
При заряде эти реакции протекают в обратном направлении.
Аккумулятор Ca-Ca предназначен для работы в той автомобильный бортовой сети, что и прочие типы аккумуляторов. Разница только в том, что он может функционировать в сети напряжением до 15 вольт, поскольку имеет повышенный порог электролиза воды. В этих АКБ он начинается при 14,8-15 вольт. В стандартных малосурьмянистых и гибридных аккумуляторных батареях электролиз воды начинается при 14,2-14,4 вольта.