Как устроен кондиционер на авто. осушитель автокондиционера

Несколько советов по эксплуатации кондиционера

Напоследок приведем несколько советов, которые помогут вам продлить долговечность кондиционера, а также вовремя обнаружить неисправность:

  1. старайтесь держать систему кондиционирования в чистоте. Грязь в моторном отсеке приводит к повышению влажности и коррозии поверхностей;
  2. если на вашем автомобиле установлен крупный воздухозаборник, установите за ним дополнительную защиту радиатора в виде капроновой или металлической сетки;
  3. зимой включайте кондиционер только после полного прогрева автомобиля и салона;
  4. чтобы определить неисправность кондиционера, заведите «холодный» автомобиль и возьмитесь рукой за обратную магистраль системы кондиционирования (толстую трубку). Уже спустя несколько секунд после запуска вы должны почувствовать холод. Спустя 30-40 секунд трубка должна стать буквально ледяной. Если же трубка охлаждается долго, значит не работает кондиционер, поэтому холода в машине тоже не ждите. Соответственно, нужно сразу же найти причину неисправности, не дожидаясь пока система полностью выйдет из строя.

Как вы видите, многие неисправности кондиционера можно не только вовремя выявить, но и самостоятельно устранить.

Устройство и схема компрессора кондиционера

«Сердце» автокондиционера – сложная конструкция, в которой хладагент (фреон) сжимается, превращается в газ с высокой температурой. Компрессор нагнетает хладагент, гонит его по замкнутому кругу.

Автокомпрессор разделяет систему охлаждения на два контура: высокого и низкого давления. В первый входят все элементы до испарителя, во второй – магистраль, которая соединяет испаритель с компрессором.

Устройство компрессора кондиционера автомобиля упрощенно выглядит так: это блок с помпой и электромагнитной муфтой.

Главные узлы компрессора автомобильного кондиционера на схеме:

Узлы компрессора

Роль датчика высокого давления в системе кондиционирования

Представленная система отличается наличием самых разнообразных узлов, позволяющих обеспечивать бесперебойную подачу охлажденного воздуха в салон машины. Одним из ключевых элементов системы климат-контроля является датчик с маркировкой G65.

Он предназначен в первую очередь для того, чтобы предохранять систему от поломок, вызванных избыточным давлением. Дело в том, что представленная система поддерживается в работоспособном состоянии при наличии среднего рабочего значения в контуре высокого давления, в зависимости от температурного режима. Так, при температуре в 15-17 0 С, оптимальное давление составит порядка 10-13 кг/см 2 .

Из курса физики известно, что температура газа находится в прямой зависимости от его давления. В конкретном случае в роли газа выступает хладагент, к примеру, фреон. При росте температуры, давление в системе климат-контроля начинает расти, что нежелательно. В этот момент начинает срабатывать ДВД. Если ознакомиться со схемой системы кондиционирования автомобиля, становится ясно, что этот датчик привязан к вентилятору, посылая в нужный момент сигнал для его отключения.

Циркуляция и поддержание рабочего давления хладагента в рассматриваемой системе осуществляется благодаря компрессору, на котором установлена электромагнитная муфта. Это приводное устройство обеспечивает передачу крутящего момента на вал компрессора от двигателя авто, посредством ременной передачи.

Работа электромагнитной муфты – результат действия рассматриваемого датчика. Если давление в системе превысило допустимый параметр, датчик посылает сигнал на муфту компрессора и последний перестаёт работать.

Кроме всего прочего, при появлении сбоев в работе того или иного узла системы, может возникнуть ситуация, когда в контуре высокого давления, этот рабочий показатель начнёт приближаться к аварийному значению, что может привести к серьезным последствиям.

Как только возникли подобного рода обстоятельства, в работу вступает всё тот же ДВД.

Особые функции кондиционера

Управление скоростью подачи воздуха

Кнопка “FAN” на пульте управления позволяет регулировать скорость воздушного потока в помещении, за счет изменения скорости вращения вентилятора внутреннего блока. Большинство производителей предлагает 3 скорости: “HI” — “MEDIUM” – “LOW” («высокая скорость»-«средняя скорость»-«низкая скорость»), но на отдельных кондиционерах предусматривается 5-6 режимов работы вентилятора внутреннего блока, что позволяет более точно настроить этот режим работы.

Регулировка направления воздушного потока

Регулировка направления воздушного потока в вертикальном направлении осуществляется посредством кнопки “SWING” с обозначением направлений «вверх-вниз»,  которая позволяет выбрать одно из фиксированных положений  жалюзи внутреннего блока или же включить режим автоматического «качания» жалюзи.

Регулировка направления воздушного потока в горизонтальном направлении у бюджетных моделей кондиционеров осуществляется вручную. На дорогих моделях  для этого предназначена такая же кнопка “SWING” с указанием направлений «вправо-влево».

Одновременный режим качания для вертикального и горизонтального направления потока позволяет создать уникальный трехмерный режим распределения воздуха.

Режим “SENSOR” на некоторых современных моделях кондиционеров активирует специальный инфракрасный датчик, так называемый «умный глаз», который определяет присутствие людей и автоматически направляет воздушный поток в сторону от них. При отсутствии людей в помещении, кондиционер в данном режиме автоматически корректирует заданную температуру – или повышает на несколько градусов при работе на охлаждение,  или понижает, при работе в режиме обогрева. При этом, если в помещении никого нет более часа, кондиционер автоматически выключается.

Аналогичные функции выполняет режим “I-SEE” при помощи “I-SEE” датчика, который ориентируется, в зависимости от программы, на  горячие или холодные области в помещении и фокусирует поток воздуха именно на них, что значительно повышает уровень комфорта в помещении.

Тихий режим работы

Режим “ECONO/QUIET”, он же режим “ECONO COOL”  — «режим экономичного охлаждения», ограничивает максимальное энергопотребление кондиционера. Такой режим актуален в частных домах при одновременном использовании большого количества электроприборов.

Режим тихой работы наружного блока, который встречается на кондиционерах средней и высокой ценовой категории, позволяет, например, существенно уменьшить уровень шума наружного блока в ночное время.

Режим повышенной мощности

Режим повышенной мощности “POWER”,  который встречается у инверторных кондиционеров, позволяет быстро увеличить мощность охлаждения или обогрева кондиционера, и быстрее достигнуть требуемой температуры воздуха в помещении (Рис. 7). Как правило, такой режим отличается более шумной работой кондиционера на повышенной мощности и автоматически отключается через 10-20 минут.

Рис. 7. Кнопка режима повышенной мощности “POWER”.

Работа по таймеру

Практически каждый современный  кондиционер имеет встроенный таймер включения и выключения, который задает время и нужный режим работы кондиционера. Таймер может быть установлен на однократное включение или на ежедневно повторение.

Еще одна полезная опция —  таймер обратного отсчета “OFF TIMER”, который  позволяет выключить кондиционер через определенное время, например, через час. В некоторых моделях настенных внутренних блоков сплит-систем встречаются и более сложные таймеры, которые можно программировать для работы в почасовом режиме по определенным дням недели (Рис. 8).

Рис. 8. Пример использования таймера при работе кондиционера на обогрев

Кнопка “INFO” позволяет получить информацию о текущей температуре и других параметрах системы. Более сложные модели кондиционеров имеют кнопку режима самодиагностики, которая позволяет быстро определить возможную неисправность, и, тем самым,  сэкономить деньги и время на диагностику и ремонт оборудования.

Подключение к Wi-Fi и управление через смартфон

Когда-то редкая и престижная функция, сегодня представляет собой  вполне стандартное решение.

Рис. 9. Управление кондиционером по интернету

Традиционный пульт уже не является единственным удобным способом управления кондиционером. Мобильное приложение превращает смартфон в удобный центр управления с расширенным набором функциональных опций и позволяет на удаленном доступе контролировать работу кондиционера.

Чем чревато попадание посторонних включений в рабочий орган компрессора?

  1. Смешение влаги и остатков масла приводит к получению эмульсии, способной создавать засоров каналах компрессора, по которым подается воздух. Эмульсия по своему составу, по определению не может соответствовать нормативам, принятым для ее использования в промышленности и пр.
  2. При воздействии низких температур вода, попавшая в каналы подачи воздуха, замерзает, а это приводит к их закупорке или повреждению.
  3. В каналах подачи воздуха начинает образовываться ржавчина, которая рано или поздно приводит к перекрытию воздуха.
  4. Попадание влаги в пневматический инструмент приводит к коррозии деталей и выхода инструмента из строя.
  5. Наличие влаги в подаваемом воздухе делает невозможным созданием качественного покрытия поверхности.

Промывка и чистка компрессора кондиционера автомобиля

В замкнутую систему не проникают пыль и влага. Но такое случается:

  • кондиционер может разгерметизироваться, тогда внутрь попадает грязь;
  • поршни изнашиваются, стружка начинает циркулировать по контуру;
  • владелец дозаправил неправильное масло, оно вступило в реакцию с рабочей жидкостью, образовались хлопья.

В перечисленных случаях нужно промыть и почистить климатическую технику.

Простому автолюбителю делать это не стоит по нескольким причинам:

  • нет необходимого оборудования;
  • не каждый знает сложнейшую технологию чистки узла;
  • можно отравиться токсичными веществами разложения фреона.

Оцените свои возможности, отгоните машину в автомастерскую.

Работа кондиционера на охлаждение

Рассмотрим сначала процесс работы на охлаждение. Внимательному читателю несложно понять, обратный режим нагрева. Сжатием занят компрессор. Вентилятор, снабженный электрическим мотором, лопасти которого внутри герметичного тракта, служащего ходом фреону. Через компрессор вещество проходит газом. Давление под усилиями лопастей нарастает, фреон входит в змеевик с радиатором отвода тепла, называемым конденсором. Поскольку газ сжали, фаза обретает повышенную температуру. Легко отдает избыточную энергию через конденсор окружающей среде. Процесс проходит тем легче, чем холоднее за окном.

В конденсоре газ оседает капельками на стенках змеевика, стекает под давлением к капиллярной трубке. Длинное (свыше метра) тонкое металлическое изделие, минуя которое, жидкость проходит маленькими порциями (попробуйте выдуть воздух изо рта через трубочку для сока, чтобы понять, почему так происходит). В результате обратная сторона капиллярной трубки формирует разряжение, компрессор работает, не переставая, выкачивает газообразный фреон. Но у нас же жидкость. Пока да, как только фреон достигает теплого змеевика, помещенного в комнате, начинает испаряться, забирая несметное количество энергии, выхолаживая помещение. Замечателен хладагент уникальными качествами. Фреон способен легко менять агрегатное состояние, поглощая-выделяя гору энергии. Других веществ, позволяющих воссоздать принцип работы кондиционера, в быту не используется.

В результате описанного процесса температура комнаты начинает понижаться. Давайте посмотрим, что будет, если на улице жарко. Снаружи расположен конденсор, фреон отдает тепло. Если змеевик, опаленный солнцем, горячий, образование влаги из газа в хладагенте нарушится. Получается максимальная наружная температура, при которой кондиционер сохраняет работоспособность.

Принцип работы устройства

Все представленное на рынке оборудование в зависимости от технологии удаления влаги можно разделить на три большие группы:

  • Конденсационный рефрижераторный или адсорбционный прибор. Внутри установки смонтирована рефрижераторно-компрессорная машина с холодной поверхностью. С помощью вентилятора воздух засасывается из помещения, проходит через систему фильтров и подается в рефрижераторный осушитель сжатого воздуха. Проходя по теплообменнику, воздушные массы охлаждаются до температуры конденсации водяных паров. Избыточная влага в виде капель стекает по поверхности и отводится в специальный приемник, либо выводится на улицу. Потоки после испарителя поступают в подогреватель и подаются обратно в помещение. Приборы очень эффективны, достаточно быстро справляются с осушением воздуха в больших помещениях.
  • Ассимилирующая установка. Конструктивно прибор состоит из двух узлов. В первом происходит засасывание воздуха с избыточной влажностью из помещения и вывод его на улицу. Вторая часть агрегата работает на забор и осушение воздушных масс с улицы. Обеспечивается хороший воздухообмен, но установки потребляют очень много электроэнергии. Помимо работы вентиляторов, необходимо питать установки по осушению и подогреву уличного воздуха. Для цехов и помещений со стабильно высоким уровнем влажности содержание такого прибора будет затратным.
  • Конденсаторы. Принцип действия осушителя похож на работу кондиционера, но отвода тепла в нем не происходит. Избыточная влага внутри установки конденсируется на холодной поверхности и стекает по специальным отводам. Осушенный воздух проходит через теплообменник и нагревается до комнатной температуры. Такой прибор подходит для использования в помещениях большой площади. При его работе очень быстро прогревается входящий воздух, и в маленькой комнате становится жарко.
  • Адсорбционный осушитель сжатого воздуха на сегодняшний день является наиболее востребованным для предприятий и организаций. В быту такие установки почти не используются. При выборе агрегата учитывают температуру и влажность воздуха в помещении, его объем.

Стандартные функции кондиционера

Все управление работой бытового кондиционера с, как правило, настенным внутренним блоком, осуществляется с пульта дистанционного управления. На корпусе внутреннего блока может быть несколько сервисных кнопок и светодиодов индикации режимов работы оборудования. На некоторых моделях внутренних блоков можно встретить дисплей индикации температуры воздуха в помещении.

Рис. 2. Пример типового дисплея на пульте управления кондиционером

Стандартно включение кондиционера осуществляется кнопкой “ON/OFF”. Но во многих моделях есть только кнопка выключения “OFF”. А для включения используется кнопка “AUTO” или любая другая кнопка выбора режима работы.

Кнопка “AUTO” позволяет кондиционеру автоматически выбрать подходящий режим работы на основе заданной на пульте температуры и температуры воздуха в помещении.

Признаки отказа датчиков автокондиционера

Исправные датчики давления фреона обеспечивают эффективную работу системы кондиционирования в различных режимах и погодных условиях. Они также предотвращают выход из строя компрессора, осушителя и магистралей при выходе давления за пределы допустимых значений (обычно 1–20 бар). Датчик температуры препятствует обмерзанию испарителя при интенсивной работе системы.

В современных моделях блоки управления климатом, ориентируясь на данные о давлении и температуре фреона, могут снижать частоту вращения вентилятора и интенсивность работы компрессора. Однако в большинстве случаев изменение производительности осуществляется путем периодического отключения компрессора и вентилятора, поэтому при выходе из строя датчиков кондиционер может не включаться вовсе или работать со сбоями.

Тип датчика Симптомы выхода из строя Почему это происходит
Низкого давления
  • При включении кондиционера загорается индикатор на панели управления, но вентилятор охлаждения конденсатора неподвижен, муфта или клапана компрессора не срабатывают.
  • Частые неравномерные включения/отключения компрессора и вентилятора конденсатора.
  • При включении кондиционера включается только вентилятор, при этом компрессор не функционирует (характерно для четырехконтактных датчиков).
  • При проверке диагностическим сканером фиксируются ошибки P0530-P0533.
Блок управления климатом или ЭБУ получают сигнал о низком давлении в системе и блокируют включение компрессора для предотвращения его выхода из строя.
Высокого давления Компрессор отключается блоком управления для предотвращения дальнейшего увеличения давления в системе и её возможной разгерметизации.
Температуры испарителя
  • Из воздуховодов при длительной работе кондиционера вылетают капли воды или частицы льда, образуется ледяной туман.
  • Обмерзает магистраль низкого давления (толстая трубка) в моторном отсеке.
  • Отключается компрессор.
  • Кондиционер постоянно работает в одном режиме. Отсутствует реакция на изменение положения регулятора.
  • Ошибки P0535-P0539.
В зависимости от значения датчика блок управления постоянно регистрирует нормальную температуру испарителя, в результате чего компрессор работает на максимальной мощности либо фиксирует обмерзание при его фактическом отсутствии и отключает компрессор. При отсутствии сигнала от датчика возможна работа на средней мощности для предотвращения обмерзания испарителя.

Что такое «черная смерть»?

«Черная смерть» это термин, который используют профессионалы в сфере ремонта автомобильных кондиционеров. Черная смерть возникает из за отсутствия смазки в системе, вследствие чего происходит ускоренный износ компрессора. В типичном случае металлические частицы распространяются всюду по системе, засоряя дру

Естественный процесс износа компрессора автомобильного кондиционера — это нормальное явление. В процессе нормальной работы кондиционера, происходит выработка металлических поверхностей трущихся деталей компрессора. Для снижения трения в компрессоре используется специальное компрессорное масло, которое, смешиваясь с хладагентом, циркулирует в системе автомобильного кондиционера. Однако, выработка металлических поверхностей и размер частиц, которые образуются в процессе, значительно увеличивается, если компрессор эксплуатируется с низким количеством компрессорного масла PAG (полиалкиленгликолевого) или минерального, в зависимости от специфики автомобильного кондиционера. Компрессор работает в режиме масляного голодания. Оторванные металлические частицы засоряют систему автомобильного кондиционера.

Если в компрессор заправлено недостаточное количество смазочного масла, частицы выработки компрессора, некоторые из них имеют достаточно крупный размер и представляют большую опасность, циркулируют в системе. Они забивают другие элементы системы и препятствуют току смазки и хладагента.

Если установить новый компрессор, взамен вышедшего из строя, не проводя перед этим полную промывку системы автомобильного кондиционера, то это хорошая возможность вывести из строя новый компрессор, аннулировать гарантию на него и потратить деньги на еще один дорогостоящий ремонт.

Инструкция по замене

Если, вследствие вышеуказанных диагностических мероприятий, удалось выяснить, что датчик приказал долго жить, необходимо произвести его оперативную замену.

Стоит отметить, что для этого вовсе не обязательно обращаться в специализированные сервисы и автомастерские. Такую процедуру можно с успехом произвести в обычных гаражных условиях.

Алгоритм замены состоит из следующих этапов:

  • Демонтаж элементов кузова, препятствующих доступу к датчику;
  • Отключение подводных выводов датчика;
  • Снятие датчика при заглушенном автомобиле;
  • Подключение подводных выводов;
  • Установка элементов кузова.

Сама по себе замена датчика не должна вызвать затруднений, но всё же необходимо придерживаться некоторых указаний рекомендательного характера.

Во-первых, при покупке нового неоригинального датчика необходимо убедиться в его соответствии заданным параметрам. Кроме этого, случается так, что новый ДВД, не всегда комплектуется уплотнительной манжетой. Поэтому, в данном случае необходимо позаботиться о её приобретении, так как есть вероятность, что старый уплотнитель попросту пришел в негодность.

Нередко случается так, что, при замене ДВД система кондиционирования восстанавливает свою работоспособность лишь частично. В таком случае, с большой долей вероятности можно утверждать о низком уровне хладагента в системе. Для решения подобной проблемы потребуется дозаправить систему в условиях специализированного автосервиса.

Источник

Заправка радиатора кондиционера

При необходимости РК радиатор кондиционера можно заправить самостоятельно. Перед этим следует проверить систему на предмет утечки фреона и устранить обнаруженные неисправности как в радиаторе, так и в трубопроводах.

Виды хладагентов

Ранее автокондиционеры заправлялись фреоном марки R-12. Однако с середины 1992 года R-12 был запрещён по причине негативного влияния на озоновый слой. Поэтому с 1992 года стали использовать фреон R-134а.

Фреон R12 применяется в качестве хладагента лишь в старых автомобилях

Проблема марки фреона актуальна лишь для автомобилей, изготовленных на рубеже 1992/93 годов, так как автопроизводители не сразу стали использовать R-134а. В этом случае следует посмотреть на наклейку с внутренней стороны капота, на которой указан тип хладагента. Кроме этого, фреон R-134а заправляется через штуцер большего диаметра.

Объём заправки

Количество необходимого для СК фреона также указано на наклейке с внутренней стороны капота.

Рекомендуется в радиатор кондиционера заправлять указанное количество фреона

Если такая наклейка отсутствует, необходимую информацию можно получить у дилера или найти в интернете. Отечественные автомобили, как правило, оснащаются кондиционерами с количеством фреона от 750 до 1000 г.

Жидкость для заправки содержит не только фреон, но и специальное масло для смазки рабочих частей компрессора

Оборудование и инструмент для заправки

Перед заправкой необходимо проверить давление в СК. Для этого потребуется:

  • метрологическая станция (МС);
  • набор шлангов;
  • переходник с краном для подключения баллона с фреоном к СК;
  • фреон (R-12 или R-134а) в специальном баллоне.

Для самостоятельной заправки кондиционеров в продаже можно найти уже готовые комплекты.

Для самостоятельной заправки кондиционеров в продаже можно найти уже готовые комплекты

Вооружившись таким комплектом, нужно собрать устройство для заправки. Для этого необходимо:

  1. Откалибровать счётчик давления согласно прилагаемой к комплекту инструкции.
  2. На калибраторе регулятором выставить температуру окружающей среды (информацию можно получить с бортового компьютера).
  3. Подсоединить переходник к баллону с фреоном (при закручивании переходника защитная пластина в заправочном отверстии баллона будет пробита иглой переходника).
  4. Присоединить к переходнику резиновый шланг.
  5. Противоположный конец шланга вывести к патрубку метрологической станции.
  6. Присоединить к МС второй шланг.

Оборудование для заправки кондиционера собрано.

Устройство для заправки подключается к контуру системы кондиционирования

Порядок заправки радиатора кондиционера

Общие принципы заправки радиатора кондиционера одинаковы для всех автомобилей. Для заправки РК необходимо:

  1. Очистить щёткой или пылесосом место присоединения патрубка низкого давления СК (попадание в систему грязи с высокой вероятностью приведёт к поломке компрессора).
  2. Снять колпачок защиты со штуцера контура низкого давления.
  3. Присоединить к штуцеру резиновый шланг.
  4. Запустить двигатель.
  5. Зафиксировать подручными средствами педаль газа акселератора на оборотах силового агрегата 1500 об/мин.
  6. Включить режим рециркуляции воздуха на максимум.
  7. Открыть перекрывающий контур низкого давления вентиль.
  8. Перевернуть баллон с фреоном краном вниз.
  9. Медленно открыть кран.
  10. По счётчику отслеживать величину давления — оно должно быть около 285 кПа.
  11. Закрыть кран при достижении температуры воздуха в салоне 5°C — 8°C (воздух в салоне в процессе заправки постепенно охлаждается, холодным станет и шланг заправочного штуцера).

Как работает кондиционер в автомобиле

Компрессор сложно представить в отрыве от всей системы, поэтому вначале кратко рассмотрим принцип работы системы кондиционирования. Устройство автомобильного кондиционера не отличается от устройства холодильных установок или бытовых кондиционеров. Это замкнутая система с магистралями, в которых находится хладагент. Он циркулирует по системе, поглощая и отдавая тепло.

Компрессор выполняет основную работу: отвечает за циркуляцию хладагента по системе и делит ее на контуры высокого и низкого давления. Сильно разогретый хладагент в газообразном состоянии и под высоким давлением поступает от нагнетателя в конденсер. Затем он превращается в жидкость и проходит через ресивер-осушитель, где из него выходит вода и мелкие загрязнения. Далее, хладагент попадает в расширительный клапан и испаритель, который представляет собой небольшой радиатор. Там происходит дросселирование хладагента, сопровождающееся сбросом давления и понижением температуры. Жидкость вновь переходит в газообразное состояние, охлаждается и конденсируется. Вентилятор гонит охлажденный воздух в салон автомобиля. Далее, уже газообразное вещество с низкой температурой поступает обратно в компрессор. Цикл повторяется вновь. Часть системы с горячим хладагентом относится к зоне высокого давления, а с холодным – к зоне низкого давления.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Master Plus
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: