Эффективность работы автономного кондиционера
Теперь обсудим ключевой вопрос: какой кондиционер лучше – штатный или переносный? Идеальный вариант – автономная климатическая установка. Она может работать независимо от силового агрегата. Единственное, для них нужен более мощный аккумулятор. В случае стандартной батареи мощность устройства будет незначительной или оно вообще не будет работать.
Аналоги испарительного типа менее требовательны к электричеству, благодаря чему их можно использовать в любом легковом авто. Правда, прохлады испаренной воды может быть недостаточно для комфортной поездки. Грибок или плесень – постоянные спутники влаги, которая задерживается в воздуховодах системы вентиляции авто.
Все остальные переносные так называемые кондиционеры – просто вентиляторы, которые установлены в пластиковый корпус, и иногда могут иметь элементы, впитывающие влагу. Такие устройства не охлаждают воздух, а просто обеспечивают улучшенную циркуляцию по салону. Качество понижения температуры по сравнению со штатными охлаждающими системами намного ниже, зато и стоимость их меньше.
Самодельные варианты
Если стандартный кондиционер компрессорного типа требует приличных капиталовложений, то самодельный вариант может иметь минимальную стоимость. Самый простой тип можно изготовить почти из подручных средств. Для этого потребуется:
- Пластиковый лоток с крышкой;
- Вентилятор (его размеры зависят от материальных возможностей, а также от требуемой эффективности);
- Пластиковая труба (можно взять канализационную с коленом).
В крышке лотка делается два отверстия: одно для нагнетания воздуха (к нему будет подсоединяться вентилятор), а другое для вывода прохладного воздуха (в него вставляется пластиковая труба).
Максимальная эффективность такой самодельной установки достигается при использовании льда в качестве хладагента. Недостаток у такого изделия в том, что лёд в ёмкости быстро тает. Усовершенствованный вариант – сумка-холодильник, в которой вода в твердом состоянии не так быстро растает. В любом случае, такая установка требует много места в салоне, а когда лед растает, вода в емкости может расплескиваться в процессе движения машины.
Самыми эффективными на сегодняшний день остаются компрессорные установки. Они удаляют тепло, которые сами же вырабатывают, а также качественно охлаждают салон машины.
Устройство и основные элементы
Конструкция устройства считается самой сложной из всех элементов системы HVAC. Кондиционер в современном автомобиле состоит из:
- компрессора;
- конденсера (конденсатора);
- магистралей высокого и низкого давления;
- ресивера с осушителем;
- испарителя;
- расширительного клапана (дросселя);
- элементов электрооборудования (датчиков).
Система полностью герметична и закольцована магистралями. Работу кондиционера обеспечивает специальный газ – хладагент, поглощающий влагу и отдающий тепло.
Схема устройства и основных элементов системы кондиционирования
Компрессор
Давление, создаваемое компрессором, обеспечивает передвижение хладагента далее по системе кондиционирования. Разделяя всю систему на контуры высокого и низкого давления, он приводится в действие от коленчатого вала посредством ременной передачи. Дополнительно конструкция оснащается механизмом отключения, в качестве которого чаще всего применяется электромагнитная муфта.
Конденсер
Главная задача элемента – охлаждение хладагента. Конденсатор, устанавливаемый перед радиатором системы охлаждения, состоит из изогнутых трубок. Между собой их соединяют перегородки, увеличивая площадь охлаждения и обеспечивая более высокую теплоотдачу. Газ в конденсаторе охлаждается потоками воздуха во время движения автомобиля. Также охлаждение может происходить и принудительно – с помощью вентилятора.
Магистрали
Делятся на два типа: высокого и низкого давления. Первые рассчитаны на повышенное температурное воздействие: в нагретом виде температура хладагента может достигать 110 градусов. Также магистрали устойчивы к повышенным нагрузкам и способны выдерживать давление до 1500 кПа, создаваемое при нагнетании хладагента.
В магистрали низкого давления газ попадает после прохождения через испаритель. К этому моменту давление хладагента уже близко к атмосферному, поэтому в качестве магистралей низкого давления применяются обычные трубки.
Осушитель
Емкость со специальным наполнителем, способным удерживать влагу, применяется для устранения влаги, попавшей в систему. Без осушителя капли воды, образующиеся в результате перепада температур, стали бы кристаллизироваться. Маленькие кусочки льда способны повредить систему, в первую очередь – компрессор.
Испаритель
Испаритель – второй радиатор системы кондиционирования, размещаемый под приборной панелью в салоне автомобиля (в модуле HVAC). Данный элемент испаряет хладагент, забирая тепло из окружающей среды. Также на нем устанавливается датчик температуры, регулирующий работу компрессора и препятствующий обледенению испарителя.
На поверхности радиатора появляется конденсат. Чтобы влага не попала на другие элементы, испаритель оснащен дренажной системой, выводящей конденсат наружу. Принудительную подачу охлажденного воздуха в салон автомобиля обеспечивает электровентилятор, установленный на испаритель.
Электрооборудование
Электрооборудование системы кондиционирования выполняет несколько функций:
- сохранение заданной температуры;
- принудительная подача воздуха;
- управление всей системой.
За поддержание работы кондиционера отвечает электронный блок управления, который принимает и анализирует сигналы со следующих сенсоров:
- датчики высокого и низкого давления;
- датчик температуры испарителя;
- датчик забортной температуры;
- датчик положения дроссельной заслонки;
- датчик температуры охлаждающей жидкости.
Полученные данные поступают в блок управления, который, в свою очередь, управляет работой муфты компрессора.
Неисправности и обслуживание автомобильного кондиционера
Герметичная система циркуляции хладагента, правильное его количество и своевременное обслуживание кондиционера – основные условия нормальной и продолжительной работы системы. Рекомендации по замене фильтров в салоне, необходимое количество хладагента и масса другой полезной информации указаны в руководстве к конкретному автомобилю.
Рассмотрим несколько распространенных поломок и их причины:
- запотевание окон указывает на необходимость замены воздушного фильтра в салоне или натяжения/замены приводного ремня компрессора;
- слишком медленное охлаждение чаще всего связано с загрязнением испарителя или конденсатора или разгерметизацию контура циркуляции хладагента;
- неприятный запах часто возникает во время продолжительных пауз в эксплуатации кондиционера и устраняется его промывкой при помощи специальных составов.
Поломки основных узлов кондиционера влекут за собой дорогостоящий ремонт. Особенно, если речь идет о замене компрессора. Теоретически замену можно выполнить и самостоятельно, но для этого необходима диагностика, которая подтвердит неисправность того или иного компонента.
Соблюдение правил эксплуатации и обслуживания продлит срок службы кондиционера. К примеру, следует включать его хотя бы раз в месяц даже в холодное время года. Аккуратная промывка двигательного отсека уменьшит коррозию, вызываемую дорожными реагентами. Кроме того, хладагент покидает систему в любом случае через резьбовые соединения. Раз в год-два необходимо пополнять запас хладагента, используя профессиональное измерительное оборудование и соответствующие инструменты.
В целом периодическое обслуживание системы кондиционирования лучше проводить не реже, чем раз в год. Оптимальные сезоны для обслуживания – осень или весна. Работы можно проводить самостоятельно или обратиться к профессионалам. В первом случае следует тщательно изучить особенности конструкции и работы конкретного кондиционера во избежание серьезных поломок, обусловленных неквалифицированным обслуживанием. Стабильная работа кондиционера возможна только при правильной эксплуатации и соблюдении режима обслуживания. Все системы и агрегаты автомобиля, так или иначе, связаны, и неисправность одной из них влечет за собой увеличенный расход топлива, повышенный износ компонентов и множество других неприятных последствий.
Монтаж кондиционера
Для монтажа вентиляционной установки в условиях гаража необходимо приобрести соответствующий набор инструментов. Без него будет довольно хлопотно выполнять некоторые операции по прокладке соединительных каналов и отладке системы. Обычно местом для монтажа теплообменника-конденсатора является площадка перед радиатором двигателя
Здесь рекомендуется соблюдать осторожность из-за высокой вероятности повреждения мягких алюминиевых ребер радиатора
Сразу за конденсатором под приборной панелью («торпедой») монтируется теплообменник испарителя, в ряде случаев местом установки является площадка под капотом.
Разновидности систем кондиционирования воздуха для автомобилей
Существует несколько различных вариантов устройства автомобильных систем кондиционирования. Практически все применяются в равной степени на практике – то есть, внедряются в конструкции современных легковых (грузовых) автомобилей и успешно эксплуатируются.
Система #1: схемный вариант холодильной автомобильной установки
Это схема, где используется расширительный клапан для регулировки производительности, а в качестве конденсатора применяется конструкция с параллельным потоком. Испаритель применяется пластинчатого типа с рёбрами.
Первая схемная вариация автомобильного кондиционера: 1 – пластинчатый испаритель; 2 – компрессор; 3 – конденсатор параллельного потока; 4 – фильтр-осушитель; 5 – решётка бампера и вентилятор; 6 – расширительный клапан (регулирующий вентиль); A, B, C, D – фазы хладагента
Система #2: схемный вариант холодильной автомобильной установки
Несколько другая схемная вариация, где применяется принцип кондиционирования воздуха внутри салона автомобиля с блоком термического расширения. Также этой схемой предусматривается использование конденсатора серпантинной конструкции в паре с таким же серпантинным испарителем.
Схемная вариация немного иного исполнения: 1 – серпантинный испаритель; 2 – компрессор; 3 – серпантинный конденсатор; 4 – фильтр-осушитель; 5 – решётка бампера с вентилятором; 6 – запорный расширительный клапанный блок
Система #3: схемный вариант холодильной автомобильной установки
Очередная немного изменённая схемная вариация, где применяется принцип кондиционирования воздуха внутри салона автомобиля с регулировкой подачи хладагента через жиклёр.
Схема предусматривает установку конденсатора пластинчатого типа параллельного потока совместно с ребристым трубчатым испарителем. Также здесь используется новый элемент — аккумулятор.
Третье по счёту схемное решение автомобильного кондиционера: 1 – трубчатый ребристый испаритель; 2 – аккумулятор; 3 – компрессор; 4 – конденсатор параллельного хода; 5 – регулировочный жиклёр; 8 – решётка бампера с вентилятором
Система #4: схемный вариант холодильной автомобильной установки
Ещё одна сдвоенная схемная вариация, где применяется принцип кондиционирования воздуха внутри салона автомобиля с уравнительными расширительными клапанами.
Здесь также задействованы последовательно соединённые конденсаторы серпантинной конструкции. Однако испарители, тоже серпантинного исполнения, соединены параллельно. Применяются электрические клапаны запора потока хладагента.
Сдвоенная схема системы кондиционирования автомобиля: 1 – серпантинные испарители; 2 – компрессор; 3 – серпантинные конденсаторы; 4 – фильтр-осушитель; 5 – электрические запорные клапана
Кондиционер автомобиля — система смазки компрессоров
Хладагент R134a, по сути, является частью системы смазки кондиционеров. Поэтому недопустимо пытаться запускать автомобильную систему кондиционирования в работу без хладагента. Если пренебречь этим требованием, компрессор автомобильного кондиционера работает без смазки, что чревато внутренними повреждениями.
Рекомендуется применять смазки для автомобильных кондиционеров, подобные продукту «PAOil». Это один из достойных примеров масла для автомобильных компрессоров. Смазочный продукт «PAOil» — это полиальфа-олефин, но не полиалкиленгликоль или сложный эфир.
Продукт «PAOil» представляет полностью синтетическое масло, тщательно смешанное, пригодное для любых автомобильных компрессоров кондиционеров.
Это неагрессивное, безопасное масло, которое не воздействует на уплотнения или резиновые шланги, совместимое с другими смазочными материалами. Продукт негигроскопичный.
Таблица: свойства смазочных масел компрессоров кондиционеров автомобилей
Смазка «PAOil» | Смазка «PAG» | Полиолестерная | Минеральная |
Негигроскопичная | Гигроскопичная | Гигроскопичная | Гигроскопичная |
Совместимая | — | — | — |
Совместимость:
HCFC, CFC, HFC, HFC BLENDS, HCFC BLENDS |
— — Совместимая Совместимая — |
Совместимая Совместимая Совместимая Совместимая совместимая |
Совместимая Совместимая — — — |
Низкая смешиваемость | Смешиваемое | Смешиваемое | Смешиваемое |
Увеличивает производительность малым временем работы на загрузку | Не допускает увеличения ёмкости | Не допускает увеличения ёмкости | Не допускает увеличения ёмкости |
Супер высокотемпературные свойства вязкости | Средние свойства | Средние свойства | Низкие свойства |
Неагрессивная | Агрессивная | Агрессивная | Неагрессивная |
Для сравнения продукта «PAOil» с маслами на основе полиалкиленгликоля, следует отметить меры предосторожности, которые необходимы в случаях использования масла на основе полиалкиленгликоля (PAG):
- не допускается попадание масла PAG на кожу тела или лакокрасочное покрытие автомобиля;
- не допускается вдыхать пары смеси масла PAG и фреона R134a;
- учитывая высокую степень гигроскопичности, открывать контейнеры следует непосредственно перед использованием. Закрыть контейнеры сразу после использования.
При помощи информации: AriaZone
Основные элементы системы кондиционера
Из каких элементов состоит автомобильный кондиционер в машине, какие расходные материалы нужно использовать для обслуживания системы кондиционирования, какова принципиальная схема агрегата? Для начала давайте разберем, как устроен кондер.
В зависимости от модели агрегата и машины, устройство автомобильного кондиционера может отличаться:
- Компрессорное устройство. Этот узел используется для сжатия расходного вещества — газа, а также его дальнейшего распространения по магистралям системы.
- Терморегулирующий вентиль или ТРВ. ТРВ кондиционера автомобиля представляет собой устройство, использующееся для регулировки перегрева пара. Если данный элемент по каким-то причинам сломается, это может привести к более серьезным неисправностям в работе системы кондиционирования воздуха.
- Конденсатор или радиаторный узел. Представляет собой теплообменник, использующийся для преобразования газа в жидкое состояние. Конденсатор позволяет выделять тепло воздушного потока, которое остается, в окружающую среду. Когда конденсатор обрабатывает воздух, его пары выходят через верхнюю часть устройства. Конденсатор передает их по магистралям системы. Если уровень давления жидкости будет слишком низким, то после того, как она попадает в конденсатор, она будет перемещаться в испаритель. Как правило, по своей конструкции эти устройства относятся к многопроточному или ленточному типу.
- Золотник. Используется для направления потока расходного вещества при смещении подвижных компонентов системы. При поломке данного элемента герметичность системы в целом будет нарушена, соответственно, это приведет к ее менее эффективной работе. Золотник, он же ниппель, следует проверять в первую очередь, если обнаруживаются проблемы в работе кондера.
- Муфта. Еще один немаловажный элемент, который включает в себя электросхема. Монтируется она перед компрессорным устройством. Конструкция этого компонента включает в себя катушку, прижимную пластину, а также вал. Принцип действия катушки заключается в образовании магнитного поля, когда на устройство начинает поступать напряжение.
- Набор уплотнительных колец. Комплектующие уплотнители, как можно понять из названия, используются для уплотнения и обеспечения герметичности системы в целом. Как правило, данные комплектующие элементы чаще всего выходят из строя, то есть теряют свою эластичность, после зимних холодов. По причине их износа в системе также может произойти утечка. Если это так, то автовладельцу нужно будет приобрести комплект уплотнительных колец для автокондиционеров и произвести их замену.
- Ресивер осушитель. Может находиться в зависимости от конструкции, в устройстве агрегата. Ресивер используется для обеспечения защиты работы компрессорного устройства, он способствует более полному испарению газа. Ресивер позволяет предотвратить попадание расходного вещества на компрессор, но нужно учитывать, что авто может быть и не оборудовано этим устройством. При отсутствии устройства функцию испарения жидкости будет выполнять моторный отсек, вернее, его высокая температура (автор видео — Nurlan Temyrbekov).
Какой фреон в автомобильном кондиционере?
Виды хладагента применяемые в автокондиционерах
Ранее для заправки кондиционера использовали фторсодержащий фреон R-12, хоть он и более продуктивный, но из-за того, что очень вредный, в 1992 г. его применение запретили, и заменили на хладагент R-134а. Поэтому владельцам автомобилей с кондиционером выпускавшимся до 1992 года выпуска, приходится либо самостоятельно заправлять, либо переходить тоже на новый вид фреона. Ведь хотя они и работают на R-12, но на сервисных станциях заправка хлорфторосодержащего газа запрещена. Так что все новые модели машин с автомобильным кондиционером заправлены фреоном R-134а. Кстати, какой фреон в автомобильном кондиционере конкретной системы, можно увидеть на табличке, подняв капот. Хотя перепутать сложно, ведь даже заправочные штуцеры разные (в трубке под R-134а он выше и с большим диаметром). На наклейке под капотом также можно увидеть и норму заправки фреона в автокондиционере.
Перед тем как заправлять кондиционер своими руками, желательно точно определится, какое количество фреона в кондиционере автомобиля, чтобы рассчитать с покупкой требуемого количества баллончиков. Посмотреть норму заправки фреона в автокондиционере, как уже выяснили, можно на табличке под капотом, где указан как тип хладагента, так и его количество в системе.
Когда по каким-то причинам таблица отсутствует, то узнать, сколько нужно хладагента можно также и у автодилера или посмотреть в мануале. Для российских автомобилей норма заправки обычно составляет около 600-900g. Хотя, в принципе, точность по большому счету и не нужна, ведь, как правило, своими руками производится дозаправка системы, а не полное заполнение кондиционера. Заправка автокондиционера производится или еще на заводе, или же после ремонта, когда газ полностью вышел, а при плановом обслуживании, мы можем только дозаправить фреоном до нормы, когда он сможет работать на полную мощность. Но при такой частичной заправке автомобильного кондиционера мы не можем знать, сколько граммов фреона осталось. Поэтому заправка кондиционера в машине происходит по давлению, отображающемся на манометре. Поэтому, если вы не смогли узнать точных цифр и определить количество фреона в кондиционере автомобиля, то следите за стрелкой прибора.
Так как в гаражных условиях нет возможности узнать точное количество хладагента, то гораздо проще определить сколько нужно фреона для заправки машинного кондиционера по показаниям манометра.
Долив масла при заправке кондиционера
В таблице количества фреона в машинном кондиционере всегда есть цифры и заправочных норм масла, но мало кто знает, как его долить, да и зачем. Некоторые водители, при заправке автокондиционера, советуют всегда доливать масло. Но ведь избыток смазки часто приводит к поломке поршневого компрессора, поскольку масло, проходя через агрегат вместе с газообразным хладагентом, нагорает на узлах. Так как же быть в этой ситуации?
Ответ довольно прост — для заправки автомобильного кондиционера лучше использовать фреон с добавлением масла (такая информация указывается на баллончике с хладагентом), поскольку оно там уже дозировано. Но если, все же, предусмотрена отдельная заправка смазки, то следует использовать полиалкиленгликолевое масло – PAG (на фото по средине). Масло заливается в компрессор через картер (указано стрелкой на фото справа).
Вакуумирование кондиционера своими руками
Далеко не все это учитывают, но не менее важной процедурой, кроме норм заправки фреона и количества масла в системе, также является и вакуумирование кондиционера
!
Вакуумирование кондиционера автомобиля
Когда в системе автокондиционера осталось менее чем 50% хладагента, то завоздушивание и попадание внутрь влаги — неизбежно. Естественно, агрегат сможет работать, хотя и не на всю возможность, но, скорее всего, компрессор выйдет из строя, а на трубках системы образуется коррозия, и тогда ремонт обойдется куда дороже, чем вакуумирование. Для удаления из кондиционера атмосферного воздуха и паров влаги потребуется вакуумный насос.
Чтобы вакуумировать автокондиционер самостоятельно вам потребуется:
- Включить отопитель и прогреть авто, чтобы влага конденсировалась в испарителе;
- Подключить вакуумный насос к штуцеру компрессора, а затем, выкрутив ниппель, повернуть под ним краник (против часовой стрелки);
- Включить насос на 15 минут, затем перекрыть вентили и выключить его. Процедуру повторить несколько раз.
После завершения процедуры нужно подождать часа 2-3, и только потом можно производить заправку кондиционера автомобиля.
Кондиционер автомобиля — типичное исполнение компрессоров
Наряду с разнообразными схемными решениями, применительно к построению систем автомобильного кондиционирования воздуха используются разные по типу исполнения холодильные компрессоры. Рассмотрим некоторые конструкции компрессоров, которые встречаются достаточно часто.
Типичное исполнение #1: компрессор спирального типа (фирма Sanden)
Компрессор производства японской фирмы Sanden для автомобильного кондиционера отличает уникальная конструкция на две спирали. Одна спираль неподвижная, другая подвижная.
Обе спирали, между тем, обладают промежуточными свойствами. Подвижная спираль способна вращаться (колебаться) и соединена с входным валом через концентрический подшипник.
Холодильный компрессор Sanden кондиционера автомобиля: 1 – выпускной клапан; 2 – область давления нагнетания; 3 – подвижная спираль; 4 – неподвижная спираль; 5 – муфта ротора сцепления; 6 – передний нажимной диск сцепления; 7 – катушка возбуждения; 8 – область давления всасывания
Когда подвижная спираль колеблется внутри неподвижной спирали, между спиралей образуется множество карманов. По мере того, как размеры этих карманов уменьшаются в размере, хладагент сжимается, давление увеличивается и отводится через геркон выпускного отверстия задней области компрессора.
Типичное исполнение #2: компрессор переменного хода (Harrison V5)
Компрессор холодильный Delphi (Harrison) V5 представляет собой нециклический аппарат с переменным рабочим объёмом. Рабочий объём машина изменяет в зависимости от производительности, удовлетворяя потребности системы кондиционирования в любых условиях эксплуатации.
Компрессор такой конструкции имеет вихревую пластину с изменяемым углом в аксиально-поршневой конструкции с пятью (V5) цилиндрами. Смещение контролируется сильфонным управляющим клапаном, расположенным в задней головке цилиндров.
Конструкция холодильного компрессора Delphi (Harrison) V5: 1 – подвижная пластина, изменяющая положение под некоторым углом в процессе работы аппарата; 2 — стержень
Сильфонный регулирующий клапан определяет и реагирует на давление всасывания системы (требование системы кондиционирования). Посредством регулирования давления в картере, угол качающейся пластины и, следовательно, смещение компрессора изменяются.
Давление нагнетания компрессора намного выше давления в картере, где уровень давления чуть больше или равен давлению всасывания. При максимальном смещении, давление в картере равно давлению всасывания компрессора. При уменьшенном или минимальном смещении, значение давления в картере превышает значение давления всасывания.
Типичное исполнение #3: компрессор ротационный лопастной (Panasonic)
Ротационные лопастные компрессоры отличаются наличием в составе конструкции ротора с тремя или четырьмя лопастями. Когда вал компрессора вращается, лопасти в контакте с корпусом машины фактически образуют рабочие камеры.
Фреон R134a втягивается через всасывающее отверстие в область такой камеры. По мере вращения вала, рабочая область камеры уменьшается. Разгрузочный порт расположен в точке, где газообразный фреон сжат до максимальной степени. Герметичное пролегание лопастей по стенкам корпуса ротора обеспечивается центробежной силой и смазочным маслом.
Ротационный лопастной компрессор автомобильного кондиционера (фирма Panasonic): 1 – разгрузочный порт; 2 – масляный насос; 3 – масляный поддон; 4 – тело ротора; 5 – лопасть; 6 – муфтовое сцепление; 7 – выпускной клапан
Масляный поддон и масляный насос расположены на стороне нагнетания, так что высокое давление проталкивает масло через масляный насос. Затем на масло подаётся на основание лопаток, тем самым создаётся герметично установленный контакт по отношению к корпусу ротора.
Иногда, после длительного простоя кондиционера допускается появление кратковременного шума лопастей сразу после запуска машины. Этот момент обусловлен временным недостатком смазочного масла, проходящего через систему кондиционирования.
Как мы получаем холод?
Как работает В целом принцип работы автомобильного устройства сопоставим с работой обычного холодильника. Хотя само устройство этих агрегатов немного разное. Схема кондиционера представляет собой полностью герметичную систему с муфтой, ниппелем-золотником, ТРВ-клапаном, переходниками, набором фитингов, конденсатором, прочими комплектующими и расходными материалами.
В качестве расходных материалов выступают фреон и специальное масло, находящиеся в расширительных бачках. Это масло растворяется во фреоне и в целом оно отлично работает при низких температурах. Данный расходный материал в расширительном бачке необходим для смазки компрессора и системы кондиционирования в целом.
Принцип работы автомобильного кондиционера
В целом заполнить систему можно и газом пропаном, но это очень опасно с точки зрения безопасности. Для нормального функционирования систем кондиционирования были разработаны специальные хлоросодержащие материалы. Кроме того, что они полностью безопасны, такие соединения обладают всеми нужными характеристиками. Пусть в работе систем от разных производителей есть определенные различия, в целом схема функционирования идентичная. Рассмотрим самый распространенный пример.
При включении системы в первую очередь активируется муфта с прижимным шкивом. Вал, соединенный с прижимным шкивом, начинает работу в результате воздействия ремня, который при выключенной системе работает вхолостую. Также начинает работу и компрессор, предназначенный для сжатия фреона и перегона его по шлангам к радиатору, где он охлаждается.
Охлаждению воздуха также способствует вентилятор, начинающим свою работу вместе с компрессором. Когда авто в движении, устройство также обдувается набегающим воздухом. В результате охлаждения расходный материал в расширительном бачке конденсируется и поступает в ресивер в жидком состоянии. Затем материал проходит процедуру фильтрации, от чего далее по комплектующим он поступает уже в очищенном состоянии, без пыли и грязи.
Схема работы устройства в машине
В итоге после очистки фреон поступает в салон транспортного средства для охлаждения температуры воздуха. Но перед этим ему необходимо пройти еще через один элемент — ТРВ-клапан. ТРВ-клапан монтируется на магистрали, по которой расходный материал попадает в испаритель. В том случае, если в испарителе достаточно фреона, ТРВ-клапан закроется. Когда из испарителя начнет выходить слишком горячий пар, то ТРВ-клапан будет открываться таким образом, чтобы установка клапана в плане температуры воздуха не была нарушена.
То есть ТРВ-клапан представляет собой автоматически регулирующуюся заслонку. В целом ТРВ-клапан можно сравнить с соплом аэрозольного баллона. После прохождения через этот элемент расходный материал преобразуется в газообразное состояние в результате кипения. Материал охлаждает испаритель, а благодаря работе вентилятора холодный воздух поступает в салон. После прохождения через устройство испарителя, фреон опять поступает в компрессор (автор видео — Олег Дендеберя).
Следует также отметить, что за функционированием всех комплектующих следят различные регуляторы, их число может изменяться в зависимости от модели климатизера. К примеру, на осушителе установлен регулятор, предназначенный для включения второй скорости вентилятора. При маленьком охлаждении конденсатора давление в шлангах увеличивается, при этом расходный материал уже не конденсируется. Регулятор начинает включаться в результате того, что он реагирует на изменения давления в трубках. Еще один датчик предназначен для выключения компрессора при необходимости.